Чистка и смазка изделия
Чистка и смазка изделия производятся после стрельбы, занятий, учений, марша и при ТО-1 и ТО-2.
Чистку и смазку производит боевой расчет под руководством командира, который обязан:
1) определить степень загрязнения, а также объем необходимой разборки для чистки и смазки;
2) проверить объем и качество произведенной чистки и смазки.
Чистку и смазку в полевых условиях необходимо производить на чистой подстилке, используя для этого настил из досок, фанеру, брезент, а в помещениях на специально отведенном для чистки месте (верстаке, столе).
Инструменты и принадлежности для разборки и чистки должны быть исправными, а все смазочные и обтирочным материалы чистыми и доброкачественными (без песка, грязи, влаги).
Для сбережения материальной части и обеспечения надежной работы механизмов применяется смазка пластичная ГОИ-54п.
В качестве очистительных материалов применяются:
1) раствор РЧС (при ТО-1);
2) топливо Т-1 или ТС-1. Допускается применение дизельного топлива;
3) спирт этиловый ректификованный (гидролизный).
Смазка пластичная ГОИ-54п применяется для смазки всех частей изделия.
Раствор РЧС применяется для чистки канала ствола и снятия меди с газового цилиндра, обоймы, поршня.
Топливо Т-1 применяется для чистки всех деталей изделия, кроме деталей электроспуска, контактора и резиновых деталей.
Спирт-ректификат применяется для промывки деталей электроспуска и контактора.
В качестве обтирочного материала применяются чистая ветошь и пакля.
Для удобства чистки пазов, вырезов и отверстий можно применять деревянные палочки.
Канал ствола необходимо чистить с дульной части. Перед чисткой ствола без отделения от ствольной коробки необходимо отделить от изделия затыльник, возвратную пружину и затворную раму.
Перед чисткой канала ствола соберите штангу банника (в дальнейшем именуется баиипк) и вверните в него протирку. Проденьте в обе прорезки протирки столько пакли, чтобы банник входил в канал ствола с небольшим усилием, и пакля равномерно заполняла нарезы. Банник с паклей, пропитанной топливом Т-1, продвиньте по всей длине канала ствола 7—10 раз вперед и назад, не извлекая банник. Затем перемените паклю, снова пропитайте ее топливом Т-1 и продолжайте чистку до полного удаления нагара. Чистку канала ствола раствором РЧС производите ершиком, смоченным в растворе.
После этого протрите штангу банника от грязи, протрите канал ствола и патронник чистой ветошью и осмотрите ее. Если на ветоши будут обнаружены следы нагара или ржавчины, то вновь протрите канал ствола паклей, пропитанной топливом Т-1, а затем сухой ветошью. Если ветошь из канала ствола вышла чистой (допускается слабый синеватый налет металла и слабый налет меди), то осмотрите канал ствола с дульной и казенной части на свет, медленно поворачивая ствол, при этом особое внимание обратите на углы нарезов, проверяя, не осталось ли в них неочищенного нагара. Наружную поверхность протрите сначала ветошью, смоченной в топливе Т-1, а затем сухой ветошью.
ВНИМАНИЕ! Особо осмотрите чистоту патронника.
В местах скола хрома нагар удаляется значительно труднее и поверхность канала ствола может подвергнуться коррозии, поэтому чистить такие стволы следует особо тщательно.
Для снятия нагара и меди в газовом цилиндре используйте раствор РЧС и металлическую щетку, а после снятия нагара и меди промойте цилиндр в топливе и протрите насухо ветошью.
Нагар и медь с газовой камеры обоймы снимите с помощью раствора РЧС и металлической щетки, а затем промойте обойхму в топливе Т-1 и протрите насухо ветошью.
Нагар с отверстия казенника снимите металлической щеткой, а затем промойте казенник в топливе Т-1 и протрите насухо.
Нагар и медь с поршня затворной рамы снимите с помощью раствора РЧС и металлической щетки, а затем промойте затворную раму в топливе Т-1 и протрите насухо.
Снимите нагар с цилиндра кассеты, промойте кассету в топливе Т-1 и протрите насухо. Допускается для снятия нагара использовать деревянную палочку.
Чистку остальных деталей (кроме деталей электроспуска и контактора) производите пропитанной топливом Т-1 ветошью, после чего насухо протрите детали.
Протрите наружные поверхности электроспуска и контактора чистой сухой ветошью. Особо тщательно протрите выступающие части пиробойков.
ВНИМАНИЕ! Категорически запрещается промывать топливом Т-1, ТС-1 или дизельным топливом электроспуск и контактор. Запрещается чистить металлической щеткой поверхности деталей, покрытые нигрозином и фосфатом.
Обслуживание электроспуска производите в следующем порядке:
1) разберите электроспуск согласно указаниям п. Разборка электроспуска;
2) промойте в спирте якорь, толкатель, пружину, бронзовую прокладку, плунжеры датчиков;
3) протрите чистой белой ветошью, смоченной в спирте, внутреннюю полость электроспуска, а также отверстия под датчики и толкатель;
4) смажьте фторопластовые кольца толкателей тонким слоем смазки пластичной ГОИ-54п;
5) соберите электроспуск согласно указаниям п. Соборка электроспуска.
Обслуживание контактора производите в следующем порядке:
1) разберите контактор согласно указаниям п. Разберка контактора;
2) протрите пирсбойкн чистой белой ветошью, смоченной в спирте;
3) соберите контактор согласно указаниям п. Сборка контактора.
Обслуживание пружины ствола производите в следующем порядке:
1) разберите пружину согласно указаниям п. Разборка пружины ствола;
2) промойте детали (кроме резиновых) в топливе Т-1 и протрите;
3) смажьте детали тонким слоем смазки пластичной ГОИ-54п;
4) соберите пружину согласно указаниям п. Соборка пружины ствола.
После чистки произведите смазывание деталей смазкой пластичной ГОИ-54п. Канал ствола и патронник смажьте при помощи банника, а остальные детали смажьте с помощью ерша или промасленной ветоши. Смазку наносите сплошным тонким ровным слоем. Для нанесения тонкого ровного слоя смазки детали протрите пропитанной в смазке ветошью или ершиком, из которых предварительно отжимается излишняя смазка. По мере израсходования смазки ветошь пли ершик дополнительно пропитываются в смазке и впоьь отжимаются.
ВНИМАНИЕ! Категорически зяпоещается наносить обильный слой смазки в патроннике, канале ствола и на детали спускового механизм: (шептало, упор шептала), а также в копирный паз затворной рамы.