12,7-мм Пулемёт ДШК


Устройство зенитного прицела обр. 1938 г.


Назначение и основные данные зенитного прицела

212. Зенитный прицел обр. 1938 г. — кольцевой дистанционный (рис. 100). Он служит для наводки пулемета при стрельбе по воздушным целям, движущимся со скоростью до 500 км/час на дальностях до 2400 м, и допускает стрельбу по наземным целям при снятом щите.

Рис. 100. Общий вид зенитного прицела обр. 1938 г. на пулемете:

Рис. 100. Общий вид зенитного прицела обр. 1938 г. на пулемете:

1 — задний визир; 2 — передний визир; 3 — дистанционная линейка; 4 — верхний кронштейн; 5 — тяга; 6 — привод с рукояткой; 7 — кронштейн-седло; 8 — хомут; 9 — каретка


213. Исходными данными для стрельбы по воздушным целям являются дальность до цели и скорость цели.

Исходные данные определять следующим образом:

— дальность до цели определять специальным дальномером или на глаз; дальности по шкале дистанционной линейки устанавливать, передвигая каретку с передним кольцевым визиром до совмещения соответствующего деления-шкалы с указателем;

— скорость цели определять на глаз, по типу самолета, и выбирать соответствующее этой скорости кольцо (или промежуток между кольцами).

214. При установке исходных данных на прицеле автоматически решаются следующие задачи:

— строится угловое упреждение, т. е. дается поправка на прямолинейное перемещение цели за время полета пули до встречи ее с целью;

— строится угол прицеливания соответственно дальности до цели;

— угол прицеливания изменяется в зависимости от угла возвышения.

215. Пулемет на станке обр. 1938 г. имеет непоражаемый конус (24—10°).

Предельный угол возвышения при расположении казенной части пулемета между ногами станка равен 85°, а при расположении ее против ноги около 78°.


Устройство зенитного прицела

216. Зенитный прицел состоит из заднего визира,переднего кольцевого визира, дистанционной линейки, верхнего кронштейна, матки, нижнего кронштейна-седла, хомута, каретки, тяги и привода.


Задний визир

217. Задний визир (рис. 101) устанавливается основанием большого кронштейна на прицельной рамке и закрепляется барашком.

Рис. 101. Задний визир:

Рис. 101. Задний визир:

1 — большой кронштейн; 2 - малый кронштейн; 3 — ось; 4 — пластинчатая пружина; 5 — держатель диоптра; 5 — диоптр; 7 — винты для крепления держателя диоптра; 8 — винты для крепления пластинчатой Пружины; 9 — барашек; 10 — планка для крепления заднего визира.


Задний визир состоит из большого кронштейна, малого кроцштейрд, оси, пластинчатой пружины, держателя диоптра, диоптра, винтов для крепления держателя диоптра, шайбы, винтов для крепления пластинчатой пружины, барашка и планки для крепления заднего» визира к прицельной рамке.

Диоптр передвигается в горизонтальной плоскости и крепится к держателю диоптра винтом. Держатель диоптра передвигается в вертикальной плоскости и крепится винтом к малому кронштейну. При выверке прицельной линии диоптр и держатель передвигаются.

Большой и малый кронштейны соединены между собой шарнирно при помощи оси. При опускании прицельной рамки кронштейны складываются. Малый кронштейн удерживает в сложенном или откинутом положении пластинчатая пружина, которая прикрепляется к большому кронштейну двумя винтами. Когда винты подтянуты, диоптр и кронштейн заднего визира прочно удерживаются на прицельной рамке.

При снятии заднего визира с прицельной рамки барашек вместе с планкой нужно снова ввернуть в предназначенное для него нарезное отверстие в большом кронштейне.

Пластинчатая пружина прочно удерживает малый кронштейн с диоптром в плоскости прицельной рамки.

При установленном на прицельной рамке заднем визире огонь по наземным целям можно вести на дальностях до 3200 м.


Передний кольцевой визир

218. Передний кольцевой визир (рис. 102) состоит из кольцевого визира, стойки с вилкой и груза-отвеса.

Рис. 102. Передний кольцевой визир:

Рис. 102. Передний кольцевой визир:

1 — кольцевой визир; 2 — стойка с вилкой; 3 — груз-отвес; 4 — цапфы; 5 — винт-ось; 6 — гайка-подшипник; 7 — пружина; 8 — гайка


Кольцевой визир имеет четыре концентрических кольца, соединенных между собой четырьмя спицами, и втулку.

Втулка кольцевого визира диаметром 12 мм предназначена для обстрела наземных целей; центр ее используется для выверки зенитного прицела.

Кольца предназначаются:

— первое, диаметром 45 мм, — для обстрела воздушных целей, движущихся со скоростью 100 км/час;

— второе, диаметром 90 мм, — для стрельбы по воздушным целям, движущимся со скоростью 200 км/час;

— третье, диаметром 135 мм, — для обстрела воздушных целей, движущихся со скоростью 300 км/час;

— четвертое (наружное), диаметром 180мм, для обстрела воздушных целей, движущихся со скоростью 400 км/час.

При обстреле воздушных целей, движущихся со скоростью 500 км/час, наводку производить по воображаемой окружности, отстоящей от наружного кольца на расстояние, равное промежутку между кольцами.

Наружное кольцо имеет две цапфы. Левая цапфа вращается на хвосте винта-оси. Правая цапфа вращается на гайке-подшипнике и имеет на конце нарезку для навинчивания гайки, а в средней части квадрат.

На конец правой цапфы надевается цилиндрическая пружина, которая, упираясь в гайку, удерживает груз-отвес на квадрате.

Кольцевой передний визир свободно вращается на цапфах. При нажатии рукой на плечики груза-отвеса и при упоре большим пальцем в гайку груз-отвес свободно снимается с квадрата правой цапфы. При повороте его относительно плоскости колец на 90° он снова заскакивает на квадрат.

Спицы колец взаимно перпендикулярны и прочно скреплены с кольцами.

Стойка с вилкой удерживает передний кольцевой визир. Стойка и вилка составляют одно целое. Стойка крепится в держателе кольцевого визира на ка'ретке прицела. На конце стойки имеется ограничительный вырез, который ограничивает поворот стойки. На концах вилки сделаны навинтованные отверстия. В левое отверстие ввинчивается регулирующий винт-ось, в правое — гайка-подшипник. К правой ветви вилки снаружи приклепан держатель груза-отвеса.

Перед походом передний кольцевой визир нужно снять с пулемета и уложить в футляр.

При постановке переднего кольцевого визира вставить конец стойки в гнездо держателя и зажать заверткой.

Груз-отвес удерживает кольцевой визир в горизонтальном положении. Нижний конец груза-отвеса утолщен. Утолщенная часть груза-отвеса нового образца цилиндрическая, строго прямоугольная. В верхнем конце груза-отвеса имеется квадратное отверстие, через которое проходит квадрат правой цапфы кольцевого визира.

Для удержания кольцевого визира в положении, перпендикулярном дистанционной линейке, груз-отвес вводится в вилку держателя.


Дистанционная линейка, кронштейн, матка и хомут

219. По дистанционной линейке (рис. 103) при помощи ходового винта передвигается каретка с передним кольцевым визиром. На дистанционной линейке имеется шкала с цифрами от 4 до 24. Деления отвечают дальностям до цели от 400 до 2 400 м.

Рис. 103. Дистанционная линейка: Рис. 103. Дистанционная линейка:

Рис. 103. Дистанционная линейка:

1 — дистанционная линейка,- 1а — ходовой винт; 2 — каретка; 3 — вырез каретки; 4 — привод с рукояткой; 5 — матка; 6 — кронштейн линейки; 7 — барашек; 8 -винт; 9 — выступ с пазом


Дистанционная линейка со шкалой служит для определения положения переднего кольцевого визира относительно заднего визира.

При стрельбе на дальностях, меньших 400 м, каретка с кольцевым визиром устанавливается на цифру «4». Указателем дальности по дистанционной линейке служит передний, скошенный срез каретки. Срез предназначен для лучшей видимости цифр при установке каретки на линейке. Каретка с кольцевым визиром перемещается по дистанционной линейке при помощи привода с рукояткой.

Дистанционная линейка крепится задним концом к тяге, а передним концом к верхнему кронштейну при помощи матки, кронштейна линейки, гайки и контргайки.

220. Верхний кронштейн крепит линейку и имеющиеся на ней части к нижнему кронштейну-седлу при помощи барашка и винта, которые ввинчиваются в навинтованные гнезда верхнего кронштейна.

В передней части верхнего кронштейна имеется выступ с пазами в виде ласточкина хвоста, по которым передвигается матка. Для прохода тяги в верхнем кронштейне сделан паз, прикрытый пластинкой.

221. Матка служит для перемещения дистанционной линейки с кольцевым визиром в боковом направлении при выверке зенитного прицела. В матку входит гайка, которая закрепляется штифтом. Штифт входит в кольцевой вырез гайки. Он удерживает гайку от вертикального перемещения, давая ей возможность свободно вращаться в матке.

При вращении гайки кронштейн линейки передвигается в вертикальной плоскости. Вращаться кронштейн не может, так как он вместе с гайкой удерживается проушиной, которая соединена с осью дистанционной линейки. Контргайка служит для предотвращения самоотвинчивания гайки после выверки зенитного прицела. '

222. Нижний кронштейн-седло (рис. 104) служит для крепления верхнего кронштейна.

Рис. 104. Нижний кронштейн-седло:

Рис. 104. Нижний кронштейн-седло:

1 — вертикальные выступы; 2 — выступы; 3 — гнездо


В задней части кронштейна-седла имеется два вертикальных выступа, которые при постановке кронштейна-седла на пулемет вводятся в вертикальные пазы на передней части ствольной коробки. Передний конец кронштейна-седла крепится к пулемету при помощи хомута.

На правой стороне кронштейна-седла имеется два выступа с выемами и гнездом для крепления к нему верхнего кронштейна со всеми деталями.

223. Хомут (рис. 105) состоит из двух шарнирно связанных частей: нижней части — хомута и верхней части — накидки, имеющей окно для прохода переднего выступа кронштейна седла. Ось шарнира, соединяющая хомут с накидкой при креплении кронштейна-седла к пулемету, располагается вместе с шарниром справа от пулемета, а болт и зажимная гайка слева от него.

Рис. 105. Хомут:

Рис. 105. Хомут:

1 — нижняя часть хомута; 2 — накидка; 3 — ось шарнира; 4 — окно; 5 — бол


Каретка, тяга и привод

224. Каретка служит для перемещения переднего кольцевого визира по дистанционной линейке и для установки его на требуемое деление дистанционной шкалы. Каретка имеет окно для дистанционной линейки. Сверху к каретке крепится винтами держатель кольцевого визира. В окно каретки под держатель кольцевого визира вставлен вкладыш, а сверху вкладыша помещена пластинчатая пружина. Степень нажатия вкладыша на дистанционную линейку регулируется прижимным винтом пластинчатой пружины. При правильном нажатии вкладыша на дистанционную линейку каретка перемещается свободно. В нижней части каретки имеется выступ с продольным отверстием, нарезанным под резьбу ходового винта.

225. Тяга является опорой для заднего конца дистанционной линейки и служит связью зенитного прицела с пальцем оси качающейся части станка. Тяга средней частью длинного плеча помещается в поперечном окне верхнего крон-штейна. На конец длинного плеча тяги надевается головка тяги, которая закрепляется цилиндрическим штифтом.

К головке тяги крепятся задний подшипник ходового винта, обойма и кожух подшипника, образующий коробку для нижней пары конических шестерен (большой и малой). Тяга удерживается на пальце оси качающейся части станка крючком.

Ось пальца смещена по отношению к оси качающейся части станка. При изменении углов возвышения изменяется наклон дистанционной линейки по отношению к оси канала ствола, т. е. автоматически вводится поправка в угол прицеливания в зависимости от угла возвышения.

226. Привод служит для передвижения каретки с передним кольцевым визиром по дистанционной линейке при установке дальности. Привод состоит из следующих основных частей: ходового винта, предназначенного для перемещения каретки по дистанционной линейке, который вращается в заднем и переднем подшипниках; нижней пары конических шестерен (большой и малой); верхней пары конических шестерен (обе шестерни одинаковые); вращающегося подшипника; валика с чашечкой; установочных колец; валика с шаром; рукоятки с ручкой.


Обращение с зенитным прицелом обр. 1938 г.

Постановка зенитного прицела на пулемет и его снятие

227. Установку зенитного прицела на пулемет производить в следующем порядке:

— вынуть зенитный прицел из футляра; наложить нижний конец тяги на палец оси качающейся части станка и закрепить его крючком;

— вложить задний выступ верхнего кронштейна в выемы заднего выступа крон штейн а-седла и осадить прицел вниз; при этом наблюдать за тем, чтобы цилиндрический выступ верхнего кронштейна вошел в гнездо переднего выступа кронштейна-седла; закрепить прицел барашком и винтом;

— вынуть передний кольцевой визир из футляра, установить его в держателе и закрепить заверткой.

228. Снимать зенитный прицел с пулемета при переходе из положения для стрельбы по воздушным целям в положение для стрельбы по наземным целям (или в походное положение).

Снятие зенитного прицела производится в следующем порядке:

— установить передний кольцевой визир пер пендикулярно дистанционной линейке и завееп плечо груза-отвеса в держатель груза;

— отжать завертку держателя переднего кольцевого визира, снять кольцевой визир и вложить его в верхнюю часть футляра;

— отвернуть барашек и винт, не отделяя их полностью от верхнего кронштейна;

— откинуть крючок и отделить зенитный прицел от пулемета, выдвигая кверху верхний кронштейн и отделяя его от нижнего кронштейна-седла;

— снять тягу с пальца оси качающейся части станка;

— уложить зенитный прицел в нижнюю часть футляра.

229. Задний визир и нижний кронштейн-седло с хомутом остаются на пулемете как в походном положении, так и в положении для стрельбы по наземным целям. Снимать их следует только при чистке и разборке пулемета.

Снятие заднего визира и нижнего кронштейна-седла с хомутом производить в следующем порядке:

— отвернуть барашек и снять задний визир, выдвигая его вперед; поставить планку обратно и ввернуть барашек;

— вложить задний визир в футляр;

— отвернуть зажимную гайку болта хомута; откинуть откидной болт влево;откинуть накидку и снять хомут с пулемета;

— вложить хомут в собранном виде в футляр;

— отделить нижний кронштейн-седло от пулемета;

— вложить нижний кронштейн-седло в футляр.

230. Постановку заднего визира, нижнего кронштейна-седла и хомута на пулемет производить в порядке, обратном указанному в ст. 227.


Выверка зенитного прицела

231. Сущность выверки зенитного прицела заключается в том, что линия прицеливания, проходящая через диоптр заднего визира и центр переднего кольцевого визира (установленного по дистанционной линейке на 8 и 20), должна быть параллельна линии прицеливания наземного прицела, установленного на те же дальности, т. е. 8 и 20 при выверочных целиках 8 и 20.

Выверку прицела на дальности 8 производить при помощи заднего визира, а на дальности 20 — при помощи дистанционной линейки.

Выверку производить по ясно видимой точке, удаленной не менее чем на 1000—1500 м.

После регулировки зенитного прицела в вертикальной плоскости закрепить контргайку.

232. Положение дистанционной линейки относительно оси канала ствола пулемета считать правильным, когда:

— дистанционная линейка и ось канала ствола расположены параллельно в вертикальных плоскостях;

— дистанционная линейка наклонена и составляет с осью канала ствола угол, равный 4°04'. Получение и проверка этого угла производятся выверкой зенитного прицела.

При выверке зенитного прицела по наземному прицелу иметь в виду, что прицельная рамка наклонена влево для автоматического учета деривации при стрельбе по наземному прицелу.

Для введения поправки на наклон прицельной рамки при выверке зенитного прицела целик передвигать вправо на определенное количество делений хомутика.

Выверку зенитного прицела по наземному прицелу производить при установках прицела 8 и 20 на пулемете, приведенном к нормальному бою.

Выверочная установка целика при совмещении хомутика наземного прицела с делением прицела 8 называется «выверочный целик 8», а при прицеле 20 — «выверочный целик 20».

233. Определение выверочных целиков 8 и 20 производить так:

— установить в вертикальном положении тонкий прямой шест высотой до 3 м на расстоянии 100 м от пулемета (пулемет установлен на станке в положении для наземной или для воздушной стрельбы);

— направить пулемет на шест так, чтобы цапфы пулемета были расположены горизонтально;

— совместить хомутик наземного прицела с делением 2, целик 0;

— пользуясь прорезью целика и мушкой, навести с этими установками пулемет в верхнюю часть шеста и закрепить механизмы;

— переместить хомутик наземного прицела на прицел 8; при этом линия прицеливания сместится вправо от вертикальной плоскости шеста (прицельная рамка имеет наклон влево);

— не изменяя положения пулемета, переместить целик вправо и отметиться целиком по шесту; полученную при этом установку целика (выверочный целик 8) записать;

— переместить хомутик наземного прицела на деление 20; при этом линия прицеливания снова сместится вправо от вертикальной плоскости шеста;

— отметиться целиком по шесту и полученную при этом установку целика (выверочный целик 20) записать;

— проверить, не сбилась ли наводка.

Для этого переместить хомутик наземного прицела на прицел 2 и, установив целик на 0, проверить положение линии прицеливания по исходной наводке. Если линия прицеливания совпадает с шестом, то выверочные целики 8 и 20 определены правильно. Если указанного совмещения не произойдет, снова тщательно и аккуратно определить выверочные целики 8 и 20. Выверочные целики 8 и 20 можно определять также по отчетливо видимым прямым стволам деревьев, углам зданий, телеграфным столбам и т. д.

234. Регулировку зенитного прицела в горизонтальной плоскости производить, перемещая матку при помощи регулировочного винта в боковом направлении относительно верхнего кронштейна.

Зенитный прицел считать выверенным, если совпадают прицельные линии зенитного и наземного прицелов на прицелах 8 и 20.

По выполнении действий, указанных в ст. 230, проверить, правильно ли выверен прицел. Если окажется, что прицел выверен недостаточно точно, — повторить выверку.


Уход за зенитным прицелом и его сбережение

235. Зенитный прицел оберегать от ударов. Периодически осматривать все винты, гайки и отдельные сочленения и подтягивать их, если они ослабли. Все детали прицела периодически смазывать.

При загрязнении зенитный прицел вытирать мягкой ветошью.

Не реже одного раза в год производить полную разборку зенитного прицела (за исключением клепаных соединений) под руководством оружейного техника.