Автоматы конструкции М. Т. Калашникова


На вооружении Советской Армии находятся автоматы: АК47, принятый в 1947 г.; АКМ, принятый в 1959 г., и АК74, принятый в 1974 г. Первые две модели разработаны под «промежуточный» патрон образца 1943 г. калибра 7,62 мм, последняя — под вновь разработанный патрон калибра 5,45 мм.

При модернизации автомата АК47 был введен замедлитель темпа стрельбы, повышена прицельная дальность с 800 до 1000 м, введен новый штык-нож, позволяющий резать проволоку. Улучшение технологических данных конструкций ствольной коробки, крышки, прицельной колодки и других деталей позволило снизить общую массу автомата в боевом положении с 4,3 до 3,6 кг. АК 74 является дальнейшей модернизацией хорошо себя зарекомендовавшего автомата АКМ, поэтому устройство автоматов рассмотрим на примере последнего, указав на основные отличия в новой модели.

Автомат АКМ (рис. IV. 1) является индивидуальным оружием бойцов Советской Армии и предназначен для поражения живой силы противника на дистанции до 1000 м. Он выпускается в двух вариантах: с деревянным и с металлическим складывающимся прикладом.

Автоматическое действие механизмов всех моделей автомата основано на принципе отвода части пороховых газов через поперечное отверстие в стенке ствола в специальную камеру, где пороховые газы расширяются и, воздействуя на поршень и связанную с ним раму, отбрасывают ее назад.

Запирание продольно-скользящего затвора при выстреле осуществляется поворотом его на два боевых упора. Ударный механизм курковый с отдельной боевой пружиной и вращающимся курком. Спусковой механизм позволяет вести как одиночную, так и автоматическую стрельбу. Он снабжен флажковым переводчиком-предохранителем и автоспуском, исключающим спуск курка при незапертом затворе.

Питание автомата осуществляется из быстросменяемого коробчатого магазина емкостью 30 патронов с двухрядным их расположением. Гильзы удаляются вращающимся выбрасывателем, расположенным в затворе, и жестким неподвижным отражателем, находящимся на левой стороне ствольной коробки.

Рис. IV.1. Автомат АКМ

Рис. IV.1. Автомат АКМ


Прицел открытый, секторного типа с делениями от 100 до 1000 м. Раздельная ложа состоит из цевья и отдельного приклада. Для удобства стрельбы из автомата имеется пистолетная рукоятка.


Технические характеристики

 

АК47 

   АКМ 

АК74

Калибр, мм

7,62

   7,62

  5,45

Масса с магазином, кг

4,3

3,4

3,3

Длина без штыка, мм

870

880

940

Масса пули, г

7,9

7,9

3,4

Начальная скорость пули, м/с

715

715

900

Темп стрельбы, выстр./мин

600

600

600

Емкость магазина, патронов

30

30

30

Практическая скорострельность при стрельбе очередями, выстр /мин

100

100

100

Прицельная дальность, м

800

1000

1000

Эффективная дальность, м

400

400

600


Устройство автомата

Автомат состоит из следующих основных частей и механизмов: ствола со ствольной коробкой, прикладом и прицельными приспособлениями; крышки ствольной коробки; затворной рамы с поршнем и рукояткой перезаряжания; затвора с выбрасывателем и ударником; ударно-спускового механизма; механизма возврата подвижных частей; цевья с накладкой и газовой трубкой; магазина. К автомату придается шомпол и принадлежность для чистки и смазки.

Ствол 4 (рис. IV.2) внутри имеет нарезную часть с четырьмя нарезами, патронник и преходный конус. Снаружи в казенной части ствола сделана резьба для соединения со ствольной коробкой, а в дульной части — резьба (левая) для навинчивания компенсатора и втулок для холостой или предохранительной стрельбы. На пеньке ствола находится вырез под зацеп выбрасывателя.

В дульной части ствола прессовой посадкой и двумя шпильками закреплено основание 3 мушки, нижняя часть которой является упором для шомпола и рукоятки штыка-ножа, а верхняя — предохранителем самой мушки. В средней части основания мушки расположены два сквозных поперечных окна: верхнее цилиндрическое— для полозка мушки, нижнее трапециевидное — для облегчения. Еще ниже находится гнездо под стопор с пружиной, фиксирующий дульное устройство.

Далее на стволе закреплена газовая камера 2, которая является рабочим цилиндром газового двигателя. Она сообщается со стволом наклонным каналом. На конце патрубка камеры находятся отверстия для сброса отработавших пороховых газов, а снизу — упор с отверстием для шомпола. На входной части патрубка сделана коническая расточка, облегчающая вход поршня затворной рамы 12 в газовую камеру.

На задней части ствола закреплена (штифтом) прицельная колодка 21, которая имеет сквозное продольное окно для прохода передней части затворной рамы. В верхней части колодки проделано гнездо для установки прицельной планки с пружиной и сделаны два секторных выступа для обеспечения необходимого подъема прицельной планки. В передней части колодки в поперечном отверстии закреплен замыкатель газовой трубки 1 с флажком, а на заднем торце ее имеется полукруглый вырез для захода передней части крышки 20 ствольной коробки. Между газовой камерой и прицельной колодкой располагается соединительная муфта, служащая для закрепления на стволе цевья 6 с помощью замыкателя с флажком. В муфте проделано отверстие для прохода шомпола.

Ствольная коробка 9 — сложная штампоклепаная конструкция корытообразной формы. В передней части коробки закреплен вкладыш, в котором имеются: резьбовое отверстие для крепления ствола, продольные вырезы для прохода боевых упоров затвора 23, кольцевые пазы, задние спиральные торцы которых служат опорной поверхностью боевых упоров затвора. Скос левого продольного паза взаимодействует со скосом левого упора затвора и заставляет последний при подходе в переднее положение разворачиваться. При этом запирающий выступ затвора сходит с ведущей площадки на наклонную поверхность запирающего фигурного паза затворной рамы, который обеспечивает дальнейший поворот затвора.

В средней части ствольной коробки имеются отгибы и направляющие выступы для затворной рамы. На левой направляющей находится выступ-отражатель 8, на правой — прорезь для прохода верхнего конца автоспуска 19. Вырезы в задней части направляющих ствольной коробки предназначены для извлечения затворной рамы. Внизу ствольной коробки сделано окно для магазина 5. На внутренних стенках коробки имеются овальные выступы для направления магазина и устранения его поперечной качки.

В задней части ствольной коробки закреплен вкладыш, который имеет: продольный паз Т-образной формы для направляющего стержня возвратного механизма 11, поперечный паз для фиксации крышки 20 ствольной коробки и хвостовик для крепления приклада 10. В боковых стенках коробки просверлены отверстия под оси ударно-спускового механизма и переводчик-предохранитель 7, для фиксации которого в требуемом положении на правой стенке снаружи сделаны выемки с надписями АВ и ОД.

К ствольной коробке прикреплены: сзади — приклад, снизу — предохранительная скоба, вкладыш с резьбовым отверстием под винт пистолетной рукоятки, которая располагается за скобой. Спереди предохранительной скобы монтируется на оси защелка магазина с пружиной. Сверху ствольная коробка 'закрывается штампованной крышкой 20 корытообразной формы с вырезами с правой стороны для отвода гильз (патронов) и для движения рукоятки перезаряжания. Сзади крышки имеется прямоугольное отверстие для прохода выступа (защелка крышки) направляющего стержня возвратного механизма 11.

Затворная рама 12 является основной деталью автоматики, приводящей в движение механизмы автомата (ударный, запирающий и др.). Она имеет два продольных цилиндрических канала для размещения: верхний — возвратного механизма, нижний — хвостовика затвора. В передней части верхнего канала выполнена резьба для крепления штока газового цоршня. Нижний канал имеет продольный сквозной паз для прохода зуба отражателя 8. Пазы по бокам затворной рамы предназначены для ее движения по направляющим ствольной коробки. Выступ с правой стороны рамы обеспечивает выключение автоспуска 19.

Снизу передней части рамы сделан фигурный паз, стенки которого обеспечивают разворот затвора при запирании и отпирании. Паз оканчивается площадкой, предназначенной для перемещения затвора и предупреждения расклинивания его при движении затворной рамы вперед, и вырезом для выхода ведущего выступа затвора при разборке. С правой стороны затворной рамы находится рукоятка перезаряжания. Конструкция соединения поршня с рамой обеспечивает его качание относительно рамы, что необходимо для того, чтобы избежать утыкания поршня в патрубок газовой камеры 2 при подходе затворной рамы в переднее положение.

Затвор 23 представляет собой ступенчатый цилиндр с центральным каналом под ударник 24. В передней утолщенной части затвора расположены выступы: верхний (ведущий) для разворота затвора при запирании и отпирании, а также для его ведения при откате и накате затворной рамы; два боковых (боевые упоры), с помощью которых осуществляется сцепление затвора с выступами ствольной коробки; нижний (досылатель) обеспечивает извлечение патрона из магазина и досылку его в патронник.

Рис. IV.2. Детали и сборки автомата АКМ:

Рис. IV.2. Детали и сборки автомата АКМ:

1 — газовая трубка, 2 — газовая камера; 3 — основание мушки, 4 — ствол: 5 — магазин; 6 — цевье; 7 — переводчик-предохранитель, 8 — отражатель,

9 — ствольная коробка, 10— приклад, 11 - возвратный механизм; 12 — затворная рама с поршнем; 13 — замедлитель; 14 — спусковой крючок, 15 — заднее шептало,

16 — курок; 17 — боевая пружина, 18 — пружина автоспуска; 19 — автоспуск; 20 — крышка ствольной коробки, 21 — прицельная колодка, 22 — выбрасыватель,

23 — затвор; 24 — ударник


На переднем торце затвора находится чашечка для фланца гильзы с отверстием под боек ударника. Справа вверху расположено гнездо под выбрасыватель 22 с пружиной. Левый боевой упор имеет впереди скос для первоначального разворота затвора, обеспечивающего выход ведущего выступа на фигурный паз затворной рамы. На левой стороне затвора находится узкий продольный паз для прохода отражателя.

Выбрасыватель 22 вращающегося типа с опорой на ось. Спереди он имеет зацеп для захвата гильзы, а сзади — вырез для оси и гнездо для пружины, которая действует несколько выше оси и прижимает зацеп выбрасывателя к чашечке затвора, обеспечивая удержание гильзы до встречи ее с отражателем.

Ударный и спусковой механизмы автомата объединены в общий узел, который размещается внутри ствольной коробки на трех специальных осях.

Ударно-спусковой механизм автомата состоит из ударника 24, расположенного в затворе, вращающегося курка 16, боевой пружины 17, автоспуска 19 с пружиной, спускового крючка 14 с передним шепталом (шепталом автоматического огня), заднего шептала 15 с пружиной (шептало одиночного огня), замедлителя курка 13 с пружиной и переводчика-предохранителя 7.

Курок 16 — профильный рычаг с цапфами для оси вращения и массивной головкой, на которой находится боевой взвод, взаимодействующий с шепталом спускового механизма. Снизу курка имеется предохранительный взвод для автоспуска.

Боевая пружина 17 — пружина кручения, многожильная с петлей для воздействия на курок и двумя концами, воздействующими на прямоугольные выступы спускового крючка.

Спусковой крючок 14 с помощью верхнего рычага с выступом, являющимся передним шепталом (атоматического огня), удерживает курок на боевом взводе и освобождает его при стрельбе; в средней части крючка прямоугольной формы находится отверстие под ось. Между боковыми выступами, взаимодействующими с концами боевой пружины, на той' же оси размещается заднее шептало 15, представляющее собой трехплечий рычаг. Его верхнее плечо -с выступом взаимодействует с боевым взводом курка, заднее плечо с вырезом на конце и гнездом под пружину — с переводчиком-предохранителем, переднее плечо ограничивает поворот шептала вперед.

Автоспуск 19 — двуплечий пространственный рычаг с отверстием под ось. Длинное плечо взаимодействует с выступом на затворной раме, а короткое является шепталом автоспуска, так как удерживает курок на предохранительном дзводе. В коротком плече находится отверстие для закрепления пружины, 'длинное плечо входит в проточку осей и удерживает их от выпадания.

Замедлитель курка 13 увеличивает время разворота курка после выключения автоспуска, что приводит к снижению темпа стрельбы и улучшению кучности. Он представляет собой П-образ-иый рычаг, расположенный на одной оси со спусковым крючком. На переднем выступе замедлителя на оси закреплена защелка с пружиной

Переводчик-предохранитель 7 состоит из оси с цапфой и сектором, к которой приварен длинный флажок с отгибом в передней части для удобства перевода из одного положения в другое. В положении «предохранение» флажок закрывает в крышке ствольной коробки прорезь, в которой движется рукоятка пере-заряжания, и таким образом исключает возможность взведения рамы, а сектор оси исключает поворот спускового крючка. Сектор оси изменяет углы поворота заднего шептала так, чтобы при автоматической стрельбе оно не взаимодействовало с боевым взводом курка.

В режиме одиночной стрельбы при нажатом крючке боевой взвод курка зацепляется с задним шепталом и курок останавливается. При освобождении спускового крючка происходит перехват боевого взвода курка передним шепталом. Для спуска курка на него необходимо вновь нажать. Это называется разобщением с помощью двух шептал (перехватом).

Возвратный механизм 11 служит для накопления энергии отката и возвращения затворной рамы в исходное .положение при накате. Он состоит из неподвижного и подвижного стержней, запирающей шайбы (муфты) и возвратной пружины. Для облегчения стержни согнуты из тонкой проволоки.

Коробчатый магазин 5 состоит из корпуса, крышки, подавателя патронов, подающей пружины и стопорной планки. Корпус штампосварной, секторной формы с двумя загибами в верхней части и двумя выступами для закрепления магазина в окне ствольной коробки. Для увеличения жесткости магазина его стенки сделаны ребристыми. Снизу корпус закрывается крышкой, в которой имеется отверстие для выступа стопорной планки, закрепленной на нижнем конце подающей пружины. На верхнем конце пружины фиксируется подаватель с уступом, обеспечивающим шахматное расположение патронов в магазине. При пластмассовом магазине внутреннее устройство аналогичное, а корпус в области переднего и заднего зацепов, а также загибов для прочности армирован металлом.

Автомат не имеет классической единой ложи. Вследствие достаточно прочной ствольной коробки элементы ложи разделены и имеют самостоятельное назначение: обеспечить удобство пользования автоматом.

К затыльнику ствольной коробки двумя шурупами крепится деревянный или пластмассовый приклад 10 с внутренним гнездом для пенала с принадлежностью. Для удобства извлечения пенала в гнезде смонтирована пружина. Снизу к прикладу двумя шурупами прикреплена антабка для ремня. На заднем торце приклада два шурупа удерживают металлический затылок с подпружиненной крышкой гнезда пенала.

Складывающийся металлический приклад состоит из двух штампосварных тяг с ушками спереди и сзади, плечевого упора, который в походном положении складывается, и механизма фиксации. Тяги передними ушками надеты на соединительную втулку и закреплены гайкой. Ушки тяги имеют отверстия для выступов фиксаторов, которые удерживают приклад в откинутом или сложенном положении. Фиксаторы закрепляются на соединительном стержне и перемещаются при нажатии. На соединительной втулке закрепляется шайба с антабкой для ремня.

Газовая трубка 1 со ствольной накладкой и нижней частью цевья образует цевье автомата, которое предохраняет руки стрелка от ожогов при интенсивной стрельбе и обеспечивает удобное удержание автомата. Детали цевья могут быть как деревянными, так и пластмассовыми. Внутри газовой трубки движется поршень затворной рамы. Вырезы на ствольной накладке и цевье предназначены для лучшего охлаждения ствола. В желобе накладки закреплено металлическое пружинящее полукольцо для устранения качки при изменении условий эксплуатации. Накладка на газовой трубке закреплена с помощью передней и задней соединительных муфт.


Основные конструктивные отличия АК74 от АКМ

Принятый на вооружение Советской Армии новый автомат под новый патрон калибра 5,45 мм (рис. IV.3) по принципу работы автоматики, конструктивной схеме и общей компоновке не отличается от автомата АКМ. Но тем не менее в нем много конструктивных усовершенствований. Основные из них следующие.

Рис. IV.3. Автомат АК74

Рис. IV.3. Автомат АК74


Основание мушки имеет два выступающих цилиндрических патрубка. На переднем нарезана резьба для крепления дульного тормоза-компенсатора, на заднем (снизу) есть выступ с отверстием для шомпола.

У автомата АКМ компенсатор представляет собой кососрезан-ный насадок, а у АК74 — двухкамерный насадок. Первая камера цилиндр с отверстием для прохода пули, тремя отверстиями сверху для выхода пороховых газов и двумя щелями у диафрагмы слева и справа; вторая камера имеет слева и справа широкие окна, спереди — диафрагму с отверстием для прохода пули, края которой скошены для обеспечения направленности выхода газов.

На заднем конце газовой трубки со ствольной накладкой закреплена пружинная шайба овальной формы для устранения качки трубки. На затворной раме слева имеется вырез для облегчения, а по торцу снизу расположен прямоугольный выступ, исключающий взаимодействие затвора с патронами в магазине при откате.

Затвор меньших размеров не имеет в чашечке кольцевого углубления, а гнездо под выбрасыватель вскрыто, т. е. представляет собой паз.

На задний торец приклада прикреплен резиновый затылок с поперечными канавками для уменьшения скольжения приклада по плечу.


Взаимодействие механизмов

Для подготовки автомата к стрельбе необходимо полностью или частично снарядить магазин патронами, вставить его в горловину ствольной коробки до упора (до щелчка защелки), установить на необходимый режим огня переводчик-предохранитель, за рукоятку перезаряжания оттянуть затворную раму назад до отказа и отпустить ее. При отводе затворной рамы курок взводится и останавливается на переднем шептале, а при возвращении рамы назад патрон из магазина досылается затвором в патронник, сам же затвор под действием спирали рамы поворачивается и запирает канал ствола. В переднем положении затворная рама поворачивает автоспуск и выводит его взвод из зацепления с предохранительным взводом курка. Автомат заряжен и готов к стрельбе.

При автоматической стрельбе сектор переводчика-предохранителя освобождает прямоугольный выступ спускового крючка и остается над вырезом заднего плеча заднего шептала, исключая возможность его поворота вместе со спусковым крючком. В этом случае при нажатии на спусковой крючок переднее шептало выходит из зацепления с боевым взводом курка, а заднее шептало (одиночного огня) остается на месте. Курок, освободившись от переднего шептала, под действием боевой пружины разворачивается и наносит удар по ударнику. Последний продвигается вперед и разбивает капсюль — воспламенитель патрона. Происходит выстрел.

Пуля под давлением пороховых газов движется по каналу ствола. Так как пороховые газы одновременно действуют через дно гильзы на затвор, связанный со-ствольной коробкой, то автомат перемещается назад, т. е. происходит его отдача. Как только пуля пройдет газоотводное отверстие, часть пороховых газов попадает в газовую камеру, где, они расширяясь, давят на поршень и связанную с ним затворную раму, которая откатывается назад. При этом сначала она движется одна, выбирая свободный ход *. Затем ее задний выступ начинает поворачивать курок, а профильный паз, воздействуя на ведущий выступ затвора, разворачивает его, т. е. производит отпирание затвора. Как только правый выступ рамы освободит рычаг автоспуска, последний под действием пружины своим шепталом будет прижиматься к курку и следить за ним при дальнейшем повороте курка.

После полного отпирания затвор присоединяется к раме и они откатываются совместно, при этом затворная рама окончательно взводит курок, а затвор выбрасывателем извлекает гильзу из патронника. Как только поршень откроет сбросовые отверстия в патрубке, пороховые газы устремляются в атмосферу, и затворная рама продолжает откат уже по инерции, сжимая возвратную пружину, взводя курок и извлекая гильзу. При подходе к отражателю гильза своим фланцем ударяется об него и вылетает наружу через гильзоотводнос окно в крышке ствольной коробки.

В крайнем заднем положении затворная рама ударяется о затыльник ствольной коробки и под воздействием разжимающейся пружины начинает движение вперед. Начинается накат. Ведущей площадкой профильного паза рама увлекает за собой затвор, который при подходе к магазину досылающим выступом выталкивает из него патрон и перемещает его в патронник. Как только нижняя профильная часть рамы сходит с головки курка,, последний приподнимается и останавливается своим предохранительным взводом на автоспуске. В переднем положении затвора патрон окончательно досылается в патронник, проточка гильзы заскакивает за зуб выбрасывателя, а левый боевой упор, набегая на скос во вкладыше ствольной коробки (сухарь), выводит ведущий выступ затвора с ведущей площадки паза рамы. Спираль профильного паза рамы набегает на ведущий выступ затвора и разворачивает последний. Боевые упоры затвора заходят за боевые выступы вкладыша коробки. Происходит запирание затвора и окончательное поджатие патрона в патроннике.

Затворная рама продолжает немного двигаться вперед, выбирая свободный ход, необходимый для надежной и безопасной работы автоматики. В конце своего хода она правым выступом набегает на рычаг автоспуска, разворачивает последний и выводит его взвод из-под предохранительного взвода курка. Курок под действием разжимающейся боевой пружины разворачивается на своей оси.

Так как спусковой крючок нажат, то переднее шептало (автоматического огня) и заднее шептало не взаимодействуют с курком и он продолжает разворачиваться. Курок своими выступами боевого взвода ударяет по защелке замедлителя, которая поворачивается на своей оси и подставляет под удар свое переднее плечо. Вследствие этих двух ударов происходит задержка движения курка, т. е. его 'поворот замедляется. Далее курок поворачивается свободно и наносит удар по ударнику. Происходит выстрел.

Автоматическая стрельба продолжается до израсходования патронов в магазине или освобождения спускового крючка, который под воздействием концов боевой пружины поворачивается в исходное положение и своим выступом (шепталом) захватывает боевой взвод курка при его взведении. После прекращения стрельбы автомат заряжен и готов к ведению дальнейшей стрельбы. Если в ней нет необходимости, то автомат следует поставить на предохранитель.

При стрельбе одиночными выстрелами переводчик-предохранитель устанавливается так, что его сектор выходит из выреза на плече заднего шептала. При нажатии на спусковой крючок переднее шептало освобождает боевой взвод курка, а заднее шептало поворачивается вместе с крючком и его выступ продвигается вперед. После удара курка по ударнику происходит выстрел и цикл работы автоматики проходит так же, как было описано выше, но очередного выстрела не произойдет. При взведении курка он вновь остановится на автоспуске. После выключения автоспуска курок немного приподнимется, войдет в зацепление с задним шепталом (одиночного огня) и остановится на нем. Для производства следующего выстрела необходимо отпустить спусковой крючок. Поворачиваясь вместе с задним шепталом (одиночного огня) в исходное положение, спусковой крючок освободит боевой взвод курка, который вновь немного повернется и, встретив выступ верхнего рычага спускового крючка (переднее шептало), снова остановится на боевом взводе. Для производства выстрела необходимо вновь нажать на спусковой крючок.

Свободный ход при откате — перемещение основного звена (ствола, затворной рамы) из крайнего переднего положения до начала отпирания затвора; при накате — перемещение основного звена от момента полного запирания затвора до прихода в крайнее переднее положение.


Порядок разборки и сборки

1. Нажать на защелку магазина, повернуть магазин вперед и отделить его.

2. Отпустить переводчик-предохранитель вниз, взвести за рукоятку перезаряжания затворную раму до отказа и убедиться в отсутствии патрона в патроннике. Отпустить затворную раму в исходное положение.

3. Оттянуть головку шомпола; вывести ее из-под упора в основание мушки и отделить шомпол.

4. Извлечь из приклада пенал с принадлежностью, предварительно утопив крышку в затыльнике.

5. Нажать на выступ направляющего стержня, приподнять задний конец крышки ствольной коробки и отделить ее.

6. Сдвинуть вперед направляющий стержень до выхода его пятки из паза в хвостовике ствольной коробки, приподнять стержень и отделить весь возвратный механизм.

7. Отвести раму с затвором назад и извлечь их из ствольной коробки, приподнимая вверх. Отсоединить затвор от рамы, выводя ведущий выступ затвора из спирали рамы.

8. Повернуть флажок замыкателя газовой трубки с помощью пенала принадлежности до вертикального положения и отделить трубку.

9. Отделить цевье, для чего повернуть флажок его замыкателя в передней соединительной муфте вверх и сдвинуть муфту вперед.

10. Разобрать затвор, для чего сначала выбить выколоткой шпильку ударника и извлечь последний, а затем выбить ось выбрасывателя и извлечь выбрасыватель с пружиной.

11. Разобрать ударно-спусковой механизм, предварительно спустив курок с боевого взвода и взвода автоспуска, затем отделить переводчик-предохранитель, повернув его на себя до вертикального положения; приподняв длинный конец пружины автоспуска, сдвинуть влево все оси ударно-спускового механизма; приподняв длинные концы боевой пружины, завести их за боевой взвод курка, затем вынуть ось спускового крючка и извлечь из ствольной коробки автомата заднее шептало (одиночного огня) с пружиной, замедлитель и спусковой крючок; выбить ось курка и, повернув его вместе с пружиной, вынуть из коробки; вынуть ось автоспуска и извлечь последний вместе с пружиной через окно для магазина.

12. Разобрать магазин, для чего утопить выколоткой выступ стопорной планки, сдвинуть крышку и, удерживая стопорную планку, вынуть ее из корпуса магазина вместе с пружиной и подавателем. Отделить подаватель от пружины.

13. Разобрать возвратный механизм, для чего упереть пяткой весь механизм в стол, сжать немного возвратную пружину, развести концы подвижного направляющего стержня и снять муфту. Затем, отпуская пружину, снять ее и отделить подвижной стержень от неподвижного.

Сборку проводить в обратном порядке.