Автоматическая винтовка М14


Автоматическая винтовка М14 (рис. V.5) фирмы «Винчестер» находится на вооружении армии США. Она является дальнейшей модернизацией самозарядной винтовки M1 той же фирмы, созданной Гарандом.

Автоматика винтовки работает на принципе отвода пороховых газов из канала ствола через поперечное отверстие. Особенностью работы ее газового двигателя является отсечка газов отверстием в пустотелом поршне. После отсечки до сброса пороховые газы расширяются в замкнутом объеме.

Рис. V.5. Автоматическая винтовка М14

Рис. V.5. Автоматическая винтовка М14


Запирание затвора обеспечивается поворотом его спиральным пазом на затворной раме, движущейся вместе с затвором во время всего отката. Ударный механизм имеет вращающийся курок и отдельную боевую пружину сжатия. Спусковой механизм позволяет вести как одиночную, так и непрерывную стрельбу. Для исключения возможности выстрела, когда затвор еще не достиг переднего положения, и при неполном запирании в спусковом механизме имеется автоматический спуск.

Для стрельбы используются штатные винтовочные патроны калибра 7,62 мм, которые размещаются в два ряда в коробчатом сменяемом магазине. Магазин может быть снаряжен и без снятия с винтовки непосредственно из обоймы с патронами. Извлечение гильзы осуществляется выбрасывателем, а вывод ее из ствольной коробки — пружинным отражателем, которые расположены в затворе. После израсходования патронов магазина затвор останавливается в заднем положении на затворной задержке.

Предохранитель винтовки рычажный, запирает переднее шептало, выполненное непосредственно на спусковом крючке, и курок. Постановка на предохранитель возможна только при взведенном курке.

Прицел винтовки диоптрический. Ложа классическая (цевье, шейка и приклад образуют единое целое), изготовлена из пластмассы.


Техническая характеристика

Калибр, мм..... 7,62

Масса в боевом состоянии, кг..... 4,22

Длина без штыка, мм..... 1110

Начальная скорость пули, м/с..... 840

Емкость магазина, патронов..... 20

Темп стрельбы, выстр./мин..... 750

Практическая скорострельность, выстр/мин..... До 45

Прицельная дальность, м..... 800


Устройство винтовки

Винтовка М14 состоит из следующих основных частей и механизмов: ствола со ствольной коробкой, затворной рамы с поршнем, затвора с выбрасывателем и ударником, ударно-спускового механизма, собранного в отдельном корпусе, механизма возврата подвижных частей и пластмассовой ложи с затылком.

На стволе 6 (рис. V.6) в казенной части выполнены: кольцевая выточка для размещения передней части затвора, с правой стороны вырез для разворота зуба выбрасывателя, снизу — два выема для направления движения патронов при их досылке. В задней части ствола нарезана резьба, с помощью которой он с натягом соединяется со ствольной коробкой 1 до упора в буртик ствола, и располагаются продольные узкие пазы для закрепления заднего конца ствольной накладки 5, предохраняющей руки стрелка от ожогов. В средней части ствола на специальных цилиндрических выступах установлена газовая камера 8 с передней обоймой цевья 9 и гайкой. В дульной части на ствол напрессовывается основание мушки 10 с кронштейном для крепления штыка и закрепляется дульное устройство (пламегаситель 11 или втулка для холостой стрельбы).

Газовая камера 8 имеет: цилиндрическую рабочую полость с отверстием для поступления пороховых газов; отверстие в передней части для прохода поршня 14, пологого в передней части и сплошного (меньшего диаметра) в задней части, с лыской, обеспечивающей совпадение отверстий в поршне и камере; профильное отверстие в задней части для направления движения поршня; две обоймы с отверстиями для крепления на стволе. В передней обойме сделаны два шлица для фиксации, газовой камеры на стволе в определенном положении. В задней обойме имеются поперечный канал для отвода пороховых газов и переключатель 15, открывающий или закрывающий доступ газов' в камеру. В закрытом положении газ в камеру не поступает и винтовка работает как неавтоматическая. Закрепляется газовая камера специальной гайкой 13, по форме напоминающей восьмерку, а спереди закрывается резьбовой пробкой 12.

Ствольная коробка 1 — деталь довольно сложной конструкции, полностью фрезерованная. Она имеет в передней части большое резьбовое отверстие для крепления ствола с двумя вырезами, образующими боевые упоры коробки, которые сцепляются с боевыми упорами затвора при его запирании. В левом вырезе сделан скос для вывода затвора из «мертвого» положения в начале запирания. Спереди ствольной коробки находится сквозное окно, нижняя часть которого является горловиной магазина, а верхняя — закрывается затвором и заканчивается кронштейном с пазом для обоймы с патронами. Правая верхняя стенда окна направляет движение затвора. Задняя часть ствольной коробки, являющаяся крышкой, имеет гнездо и два выступа с отверстиями, где собирается прицельное приспособление, закрываемое крышкой с отверстием для прохода диоптра.

Диоптрический прицел 30 продольно перемещается в пазах с помощью зубчатого механизма, приводимого во вращение левым барабанчиком. В поперечном направлении он перемещается вместе с основанием с помощью винтового механизма, приводимого во вращение правым барабанчиком.

Снизу задняя часть ствольной коробки вскрыта для прохода курка ударно-спускового механизма. Внутри средней части коробки расположена перемычка с цилиндрическим отверстием для фиксации задней части затвора 3 в крайнем переднем положении. Внизу перемычки имеются вырез с прямоугольным пазом на правой стенке для закрепления передней стойки основания спускового механизма и 'гнездо, в котором собирается защелка магазина. С правой стороны ствольной коробки проходит паз для направления движения затворной рамы и выступ, по которому перемещается тяга 18 автоспуска. Внизу справа находится выступ с отверстием, на котором монтируется автоспуск 29 с переводчиком.

Рис. V.6. Детали и сборки винтовки М4:

Рис. V.6. Детали и сборки винтовки М4:

1 — ствольная коробка; 2 — ударник; 3 — затвор; 4 — ведущий ролик затвора; 5 — ствольная накладка, 6 — ствол; 7 — возвратная пружина; 8 — газовая камера;

9 — передняя обойма цевья; 10 — мушка с основанием; 11 — пламегаситель; 12, 13 — пробка и гайка газовой камеры, 14 — поршень; 15 — переключатель;

16 — затворная рама; 17 — ложа; 18 — тяга автоспуска; 19 — рукоятка перезаряжания; 20 — корпус ударно-спускового механизма; 21 — предохранитель;

22 — курок; 23, 31 — направляющие стержни; 24 — предохранительная скоба; 25 — боевая пружина; 26 — спусковой крючок; 27 — пружина;

28 — головка переводчика; 29 — автоспуск; 30 — диоптрический прицел


Переводчик огня состоит из оси с прямоугольным торцем и эксцентриком, головки 28 и пружины. Он имеет два положения: «автоматический огонь», при котором автоспуск 29 может поворачиваться на оси и выключать заднее шептало спускового механизма, и «одиночный огонь», при котором эксцентрик оси переводчика исключает поворот автоспуска. Последний приводится в действие тягой 18 с двумя выступами в передней части: сверху — для взаимодействия с затворной рамой, снизу — для закрепления на ствольной коробке. В задней части тяги расположен прилив с гнездом для гнетка автоспуска с пружиной и овальное отверстие для верхней цапфы автоспуска.

Затвор 3 спереди и сзади имеет цилиндрическую форму. Верхняя почти плоская его часть при закрытом затворе является своего рода крышкой ствольной коробки. Выступающая центральная часть снизу образует досылатель, по. бокам которого расположены глубокие вырезы: левый служит для прохода загиба магазина и затворной задержки; правый — для верхней части магазина. Через весь затвор проходит канал для ударника 2. Спереди затвора сделана чашечка для размещения фланца гильзы. В нижней части чашечки расположено продольное отверстие для отражателя с пружиной; в центре — отверстие под боек, а справа в верхней части — гнездо для выбрасывателя с гнетком и пружиной.

Два симметричных боевых упора обеспечивают сцепление затвора со ствольной коробкой. На правом упоре находится ведущий выступ, на который посажен свободно вращающийся ролик, уменьшающий влияние сил трения при взаимодействии с пазом затворной рамы. Задний конец затвора имеет форму круга и обеспечивает фиксацию затвора в закрытом положении от провисания На его торце расположен радиальный паз под хвост ударника. Сзади с левой стороны затвора находится предохранительный выступ, который служит еще и дополнительной - направляющей опорой затвора при движении в конце отката, когда передняя левая опора выходит из паза на внутренней стенке ствольной коробки.

Затворная рама 16 представляет собой пространственную конструкцию, передняя часть которой является трубкой с дном, а задняя — стержнем с приливом, в котором сделан фигурный вырез, взаимодействующий с ведущим выступом затвора. На конце затворной рамы находится рукоятка перезаряжания 19 и направляющий выступ, передняя часть которого имеет скос, взаимодействующий с соответствующим скосом тяги автоспуска. Внутри трубки затворной рамы размещается возвратная пружина 7, задний конец которой для направления надевается на плоский стержень 31, закрепляемый внизу ствольной коробки в пазу с помощью фиксатора. На передний торец трубки затворной рамы воздействует задний конец газового поршня 14.

Ударно-спусковой механизм состоит из корпуса 20, на котором он собирается, вращающегося курка 22, боевой пружины 25 с направляющим стержнем 23 и направляющей трубкой, спускового крючка 26 с задним шепталом, предохранительной скобы 24, предохранителя 21 с пружиной и осей.

Корпус 20 ударно-спускового механизма спереди имеет паз для прохода магазина, гнездо для защелки магазина с пружиной 27 и два широких выступа, с помощью которых корпус прижимается к ложе. Правая стенка корпуса вырезана для удобства разборки и сборки механизма. Впереди оставшейся части находятся отверстия под оси курка, предохранительной скобы и защелки, а также вертикальный прямоугольный выступ для соединения со ствольной коробкой и установки механизма в определенном положении. В его задней части находится прилив с отверстием под ось спускового крючка. В нижней части корпуса сделано окно для прохода спускового крючка, а на левой стенке сзади — цапфа для крепления пружины предохранителя.

Курок 22 внизу имеет, отверстие под осью и выступ, взаимодействующий с шипом левой проушины предохранительной скобы 24 для взведения курка в случае осечки без перемещения подвижных частей. В верхней его части находятся прорезь для прохода верха спускового крючка и два боевых взвода - передний (нижний) — взаимодействует с передним шепталом, расположенным на спусковом крючке, задний (верхний) — взаимодействует с задним шепталом, закрепленным на спусковом крючке несколько ниже переднего шептала. Вверху с левой стороны курка имеется предохранительный выступ, исключающий возможность его удара по ударнику при не полностью закрытом затворе.

Рычажный предохранитель 21 своим задним выступом запирает спусковой крючок, а передним зубом взаимодействует с соответствующим вырезом курка. Направляющая трубка боевой пружины своими цапфами и осью так соединена с задним шепталом и спусковым крючком, что боевая пружина выполняет дополнительную функцию пружины шептала и спускового крючка.

Ложа 17 объединяет все элементы конструкции винтовки в единое целое. Форма ее классическая, с полупистолетной шейкой Передняя ее часть (цевье) корытообразной формы с ребрами жесткости служит для размещения ствола с газовым устройством, затворной рамы с возвратной пружиной и для предохранения их от загрязнения. Сверху ствол закрывается накладкой. В средней части ложи имеется сквозное окно, в котором размещаются ствольная коробка и ударно-спусковой механизм. Передний и задний выступы предохранительной скобы входят в соответствующие вырезы ствольной коробки и прочно соединяют механизмы винтовки с ложей. На конце приклада закрепляется металлический затылок с крышкой и плечевым упором. Внутри приклада проделаны два канала для размещения принадлежности, снизу с помощью винта закреплена антабка для ремня.


Взаимодействие механизмов

Для стрельбы необходимо вставить магазин с патронами до отказа, взвести за рукоятку перезаряжания затворную раму до конца и отпустить ее. Под действием возвратной пружины затворная рама пройдет вперед, затвор захватит патрон из магазина и дошлет его в патронник. В конце своего хода затвор развернется и закроет канал ствола. Винтовка готова к стрельбе. Боевой взвод курка при этом находится на переднем шептале.

Если установить переводчик огня на автоматическую стрельбу, то при нажатии на спусковой крючок, последний поворачивается верхней частью вперед, а его переднее шептало освобождает передний боевой взвод курка. Заднее шептало вместе со спусковым крючком тоже поворачивается вперед. Курок под действием боевой пружины разворачивается и наносит удар по ударнику, который проходит вперед и разбивает капсюль патрона. Происходит выстрел.

Образующиеся пороховые газы выталкивают пулю из канала ствола и одновременно через дно гильзы действуют на затвор, связанный боевыми упорами со ствольной коробкой, вызывая отдачу винтовки в целом. Как только пуля пройдет газоотводное отверстие, пороховые газы начинают поступать через отверстие в поршне в газовую камеру. Это будет происходить до тех пор, пока газоотводное отверстие не закроется поршнем. Пороховые газы, расширяясь, толкают поршень назад, а он, в свою очередь, своим задним концом толкает затворную раму. Как только газоотводное отверстие перекроется поршнем., происходит отсечка газа, он перестает поступать в газовую камеру и расширяется уже в замкнутом объеме. В конце хода поршня открываются сбросовые отверстия и газы выходят наружу.

Затворная рама, двигаясь под давлением пороховых газов назад, вначале выбирает свободный ход и сжимает возвратную пружину. Затем ее скос фигурного паза находит на ведущий выступ затвора и разворачивает последний, осуществляя расцепление его боевых упоров с боевыми упорами ствольной коробки, т. е. отпирание. После этого затвор и затворная рама движутся назад вместе. При этом возвратная пружина сжимается, затвор взводит курок, выбрасыватель извлекает гильзу из патронника, автоспуск так разворачивается, что его взвод становится в вертикальное положение и не мешает заднему шепталу спускового механизма наклониться еще вперед, тяга автоспуска верхним рычагом отводится назад.

После прекращения действия газов поршень останавливается, а затворная рама с затвором продолжают движение назад по инерции. В конце отката гильза с помощью отражателя удаляется из ствольной коробки, очередной патрон в магазине поднимается на линию досылки. При нажатом спусковом крючке курок своим задним взводом взаимодействует с задним шепталом и останавливается на нем. После удара в заднем положении затворная рама с затвором под действием возвратной пружины движется вперед. Досылатель затвора действует на фланец гильзы патрона и досылает его в патронник. В переднем положении затвор скосом набегает на фигурный выступ в левой стенке ствольной коробки н начинает разворачиваться, ведущий выступ затвора выходит из сцепления с ведущей стенкой фигурного паза затворной рамы, который окончательно поворачивает затвор, осуществляя запирание канала ствола

После запирания затвора затворная рама проходит вперед на величину свободного хода, исключая возможность разворота затвора в обратном направлении. В конце этого хода она скосом направляющего выступа воздействует на скос тяги автоспуска и перемещает его вперед. Тяга поворачивает автоспуск, а он своим взводом поворачивает назад заднее шептало, которое освобождает задний боевой взвод курка. При нажатом спусковом крючке переднее шептало наклонено вперед, поэтому курок разворачивается без остановки и наносит удар по ударнику, который разбивает капсюль патрона. Снова происходит выстрел. Цикл работы автоматики будет повторяться до израсходования патронов магазина или до освобождения спускового крючка, В первом случае затвор с рамой остановятся в заднем положении на затворной задержке, расположенной в левой стенке ствольной коробки, во втором — переднее шептало спускового крючка развернется назад и захватит передний боевой взвод курка.

При одиночной стрельбе переводчик своим эксцентриком отводит тягу автоспуска назад и выводит ее из взаимодействия с автоспуском. Последний занимает вертикальное положение и не может взаимодействовать с задним шепталом спускового механизма. Поэтому при нажатом спусковом крючке заднее шептало будет повернуто вместе с крючком вперед, а курок при взведении войдет с ним в зацепление и остановится. Когда затворная рама достигнет переднего положения, тяга автоспуска останется неподвижной и не повернет самого автоспуска. Чтобы произвести очередной спуск курка с боевого взвода, необходимо сначала отпустить спусковой крючок. При этом спусковой крючок под действием боевой пружины развернется назад, а рыступы переднего шептала станут над выступами курка. Заднее шептало вместе с крючком также повернется назад и выйдет из сцепления с задними выступами курка. Курок под влиянием боевой пружины приподнимется и остановится на переднем шептале. Для производства выстрела необходимо снова нажать на спусковой крючок.


Порядок разборки и сборки

1. Нажав на защелку, отделить магазин от винтовки и убедиться в том, что она разряжена.

2. Повернуть винтовку вверх предохранительной скобой и, оттянув ее хвост вверх, извлечь ударно-спусковой механизм в сборе.

3. Отделить ствол со ствольной коробкой и автоматикой от ложи.

4. Сдвинуть фиксатор направляющего стержня влево и снять стержень вместе с возвратной пружиной.

5. Нажав на головку переводчика, выбить ее ось и отделить головку, пружину и переводчик от ствольной коробки.

6. Снять тягу автоспуска вместе с автоспуском и гнетком.

7. Сдвигая затворную раму назад, снять ее со ствольной коробки.

8. Вынуть затвор из ствольной коробки.

9. Отвернуть пробку газовой камеры и отделить поршень.

10. Отвернуть фиксирующую обойму газовой камеры и сдвинуть ее вперед вместе с камерой и обоймой цевья.

11. Снять ствольную накладку, сдвинув ее вперед

12. Разобрать затвор, соблюдая осторожность и направляя его чашечку вниз, чтобы не потерять отражатель. Выбив выбрасыватель, отделить от затвора ударник, отражатель с пружиной и гнеток выбрасывателя с пружиной.

13. Разобрать спусковой механизм, для чего необходимо; спустить курок с боевого взвода и выколоткой выбить ось спускового крючка, надавив на последний пальцем; отпуская палец, отделить спусковой крючок с боевой пружиной, направляющей трубкой и толкателем; выбить ось курка вправо и отделить курок; снять предохранитель с пружиной; отделить предохранительную скобу.

Сборку узлов и винтовки производить в обратном порядке.