Ремонт электроспусков


Знание устройства различных конструкций электроспусков и умение находить при ремонте однотипные части (в электроспусках пулеметов СГМТ и ПКТ таких деталей и сборочных единиц более 30) позволяет применять одинаковые способы устранения таких дефектов, как смятие и обрыв выводного шланга, проворот катушки и др.

С учетом совершенства конструкции электроспуска к пулемету ПКТ устранение отдельных дефектов производится проще, чем на электроспуске к пулемету СГМТ. Это подтверждается следующим примером. При устранении дефекта — рычаг спуска не удерживается предохранителем — на электроспуске пулемета ПКТ достаточно произвести полную разборку по НСД и заменить негодные пружины предохранителя или рычага спуска. При наличии подобного дефекта на электроспуске пулемета СГМТ необходимо заменить одну из негодных пружин и, кроме того, в случае излома ограничителя пружины отделить оставшуюся часть; изготовить по образцу новый ограничитель и приклепать его к верхней крышке электроспуска.

Основным признаком неисправности электроспуска является отсутствие спуска подвижных частей пулемета с боевого взвода при замыкании цепи электроспуска.

Первоначально устранение отказа в работе электроспуска про­изводится способами, изложенными в НСД, для чего проверяются исправность предохранителя на электрощитке башни машины, кнопки включения и отсутствие нарушения пайки проводов. Если таким способом место нарушения электрической цепи не обнаруживается, то проверку цепи производят тестером типа ТТ-1.

Одной из причин неисправностей электроспуска является попадание влаги, вследствие чего происходит короткое замыкание, приводящее к отказу в работе электроспуска. Обнаружение неисправности производят замером сопротивления, которое для исправной катушки электроспусков ПКТ и СГМТ составляет 4,7 Ом, а сопротивление катушки электроспуска КПВТ 1,7±0,1 Ом. Наиболее простым способом устранения дефекта «короткое замыкание» является просушка катушки. Для этого электроспуск отделяют от пулемета, помещают в сушильный шкаф и выдерживают в нем в течение 9 ч при температуре 90—100° С.

При невозможности восстановить номинальное сопротивление катушки сушкой, а также при обрыве в обмотке, катушку ремонтируют или заменяют новой. Извлечение неисправной катушки из электроспуска несложно, необходимо лишь соблюдение последовательности в отделении деталей, препятствующих изъятию катушки. Следует учесть, что при извлечении катушки из электроспуска ПКТ первых годов изготовления необходимо прикладывать значительное усилие, так как катушка ставилась на компаунде. После извлечения катушки отпаивают провода от гнезд штепсельного разъема.

Восстановление катушки рассмотрим на примере электроспуска пулемета ПКТ. Взамен дефектного провода наматывают новый провод ПЭВ—1—0,59. Намотку осуществляют ровными рядами без выступов и привалов, между рядами ставят три четыре прокладки из кабельной бумаги К-08. Так как число витков в катушке составляет 680 (а в катушке электроспуска пулемета КПВТ 330— 345 витков провода ПЭВ—1—0,83), то для намотки катушек применяют простейшие намоточные устройства с ручным приводом. После намотки к катушке подсоединяют вводные провода, для чего используется провод БПВЛ-0,5 длиной не менее 590 мм. Провод припаивается бескислотным способом припоем ПОС-40 на длине 10 мм к концу провода катушки. Место пайки обертывают прокладкой из лакоткани ЛЩС-1, которую приклеивают клеем БФ-2 (БФ-4). Обмотка катушки подвергается пропитке масляно-битумным лаком № 447 или 458. Пропиткой достигается заполне­ние микроскопических пор изоляционных материалов, а также промежутков между витками обмотки. После пропитки лаком катушка сушится в сушильном шкафу при температуре 105—110° С в течение 6 ч. При отсутствии шкафа допускается сушка при температуре 20° в месте, защищенном от пыли и влаги, в этом случае сушка длится 48 ч.

В качестве дополнительной меры, повышающей изоляционные свойства катушки, рекомендуется наружную обмотку покрыть электроизоляционной эмалью ГФ—92—ХС или ГФ—92—ХК и просушить при температуре 60—70° С до полного затвердения эмали.

Постановка новой или отремонтированной катушки в корпус электроспуска ПКТ и СГМТ не требует какихлибо пригоночных и регулировочных работ. При замене катушки электроспуска КПВТ необходимо обеспечить зазор не более 0,1 мм между крышкой корпуса и катушкой и ход якоря катушки в пределах 2,65 — 2,9 мм. Обеспечение этих величин достигается за счет постановки прокладок.

Одной из характерных причин отказа электроспуска пулемета является увеличение напряжения срабатывания электроспуска. Если напряжение срабатывания при температуре окружающего воздуха 20° С для пулемета ПКТ составляет 18,0 В, для пулемета СГМТ—16,0 В, то первоначально проверяют механическое усилие спуска при давлении на якорь электроспуска собранного пулемета. Проверка усилия спуска проводится в такой последовательности. Подвижные детали автоматики пулемета протираются насухо. Отсоединяется крышка фланца электроспуска и после постановку затвора с затворной рамой на боевой взвод производят спуск затворной рамы путем надавливания тарированной выколоткой (усилием 14 кгс) на якорь электроспуска. При усилии спуска более 14 кгс подвижные детали электроспуска промывают техническим спиртом или уайт-спиритом, при необходимости зачищают шлифовальной шкуркой зернистостью 180—240 намины и скрошенность на взаимодействующих деталях; при необходимости удаляют окислы с катушки и якоря, а также промывают спиртом якорь и полость катушки.

Проверку тягового усилия, затрачиваемого якорем электроспуска пулемета КПВТ на поднятие шептала, на приспособлении, представляющем собой стойку, в верхней части которой имеются пазы для крепления электроспуска. К спусковому рычагу подсоединяется тяга, имеющая с одной стороны загиб для подвески к рычагу.

При подключении штепсельного разъема к источнику электрического тока (аккумулятор, выпрямитель типа ВУ-42/70) и нажатии на кнопку электроспуска якорь должен поднимать груз массой 30 кг.

Отремонтированный электроспуск подвергается проверке на пулемете. Для этого взводится затворная рама .с затвором пулемета СГМТ, ПКТ (затвор пулемета КПВТ) и ставится на боевой взвод. При нажатии на кнопку электроспуска затворная рама, не задерживаясь шепталом, должна двигаться вперед. Проверка производится три четыре раза.