7,62-мм станковый модернезированный пулемёт обр. 1943 г. конструкции Горюнова СГМ


Осмотр пулемёта


Общие указания

Для своевременного выявления и устранения неисправностей пулеметов, а также недостатков в их хранении и сбережении проводятся осмотры пулеметов в сроки, установленные Уставом внутренней службы. Кроме этого, проводятся осмотры два раза в год (до и после лагерного сбора) с полной разборкой пулеметов.

Командир отделения и наводчик должны осматривать пулемет ежедневно, а также перед выходом на занятия, перед стрельбой, после стрельбы и во время чистки.

Ежедневный осмотр производится в собранном виде, а осмотры во время чистки — в разобранном и собранном виде. Принадлежность для чистки осматривается перед каждой чисткой, а запасные части — во время чистки. Одновременно с осмотром пулеметов осматриваются также патроны, патронные ленты и коробки для лент.

О всех неисправностях, замеченных при осмотре пулемета, наводчик обязан немедленно доложить своему командиру отделения, а последний — командиру взвода. Командир взвода обязан принять меры к немедленному устранению неисправностей.

Пулеметы, неисправности которых нельзя устранить средствами подразделения, должны быть отправлены в мастерскую для ремонта.

Ежедневный осмотр пулемета наводчиком и командиром отделения

При ежедневном осмотре пулемета наводчик и командир отделения обязаны проверить:

— нет ли налета ржавчины и загрязнений, а также глубоких царапин и трещин на частях пулемета и станка;

— качество и состояние смазки;

— правильно ли собраны части и механизмы пулемета и станка, совпадают ли номера частей пулемета с номером ствольной коробки;

— исправны ли придел и мушка, т. е. не сдвинут ли с места предохранитель мушки и совпадает ли соответствующее деление шкалы предохранителя мушки с риской основания мушки;

— плавно ли двигаются рама с поршнем, затвор и ползун приемника;

— правильно ли действует спусковой механизм;

— исправно ли работают механизмы горизонтальной и вертикальной наводки;

— прочно ли закреплены пламегаситель, гайки и винты, исправна ли резьба гаек, винтов и отверстий;

— исправны ли положенные к пулемету принадлежность, запасные части, патронные ленты и коробки.


Осмотр пулемета в собранном виде

В собранном виде пулемет предварительно осматривается снаружи, причем следует обратить внимание на качество и состояние смазки, покрывающей поверхности частей пулемета, а также установить, нет ли ржавчины, царапин и трещин на частях пулемета. После этого нужно осмотреть отдельные части и механизмы пулемета и проверить их работу.

Осмотр прицела и мушки. При осмотре прицела и мушки необходимо проверить:

— свободно ли вращается прицельная рамка на своей оси, не погнута ли она; надежно ли удерживается прицельная рамка пружиной в приданном вертикальном и горизонтальном положении;

— свободно ли передвигается хомутик по прицельной рамке; прочно ли удерживается хомутик в приданном положении на прицельной рамке, нет ли боковой качки хомутика (легкое качание хомутика допускается, но при этом его грань не должна выводиться за черту (деление) на рамке);

— плавно ли перемещается ходовой винт целика; нет ли забоин и грязи на прорези целика;

— не побита и не погнута ли мушка, прочно ли удерживается она в своем нарезном отверстии; не имеет ли качки предохранитель в основании; закреплена ли гайка крепительного винта.

Осмотр ствола со ствольной коробкой и газоотводного приспособления. При сдвинутом доотказа влево замыкателе ствол должен свободно выниматься из ствольной коробки.

При стволе, вставленном в ствольную коробку, замыкатель должен свободно переместиться вправо, закрепляя ствол в ствольной коробке. Рукоятка ствола должна свободно вращаться на стволе. Пламегаситель должен быть прочно прикреплен к стволу; продольное и боковое качание пламегасителя не допускается. Передний конец трубки поршня должен находиться на патрубке газовой каморы.

Продольная качка ствола, соединенного со ствольной коробкой и закрепленного замыкателем, допускается не более 0,45 мм. Плотность запирания канала ствола затвором проверяется калибром (шашкой) К-6.

Осмотр подвижной системы и спускового механизма. При осмотре подвижной системы и спускового механизма проверяется их действие. Для этого нужно:

— отвести подвижную систему назад доотказа; отход должен •быть плавным, без скачков, с заметным сопротивлением возвратно-боевой пружины;

— подать рукоятку перезаряжания вперед доотказа; подвижные части должны остаться в заднем положении (на боевом взводе);

— нажать на спусковой рычаг; спусковой рычаг не должен подаваться вперед, а рама должна удерживаться на боевом взводе;

— поднять предохранитель и нажать на спусковой рычаг; подвижные части должны энергично продвинуться в переднее положение.

Спусковой рычаг должен подаваться вперед только при поднятом предохранителе; после прекращения нажима на спусковой рычаг он под действием пружины должен возвращаться в исходное положение.

Осмотр приемника. Осмотр приемника производится следующим образом.

Открыть крышку приемника, вложить в приемник ленту, снаряженную 5—10 учебными патронами, поместив гильзу первого патрона между зацепами движка; закрыть крышку приемника; отвести за рукоятку перезаряжания раму назад.

Движок своими зацепами должен вытащить патрон из ленты; патрон, дойдя до скоса гребня подачи крышки приемника, подается в продольное окно ствольной коробки; пальцы ползуна должны передвинуть ленту влево; верхние пальцы должны заскочить за очередной патрон, при этом лента не должна вытаскиваться из окна приемника.

Спустить раму с боевого взвода. При этом патрон должен быть послан из продольного окна ствольной коробки в патронник ствола; ползун должен переместиться вправо, а пальцы его заскочить за очередное звено ленты; движок своими зацепами должен захватить очередной патрон в ленте.

Указанные действия следует повторить от трех до пяти раз.

Крышка приемника должна надежно удерживаться в закрытом положении защелкой.

Проверка работы выбрасывателя и отражателя. Работа выбрасывателя и отражателя проверяется во время осмотра приемника. Кроме того, производится специальная проверка. Для этого нужно: отвести раму назад доотказа; открыть крышку приемника и поднять основание приемника; вложить в патронник учебный патрон (гильзу); спустить раму с боевого взвода, снова отвести раму назад; при этом учебный патрон (гильза) должен быть извлечен из патронника и выброшен из пулемета наружу.

Осмотр щитика выводного окна ствольной коробки. При осмотре щитика необходимо проверить, энергично ли работает пружина, не забит ли выступ щитика, не погнут ли щитик.

Осмотр механизма горизонтальной наводки. При осмотре механизма горизонтальной наводки нужно проверить:

— при откреплении стопорного болта стола — обеспечивает ли вертлюг плавный поворот пулемета влево и вправо; при закреплении стопорного болта стола — не смещается ли вертлюг в стороны и удерживается ли в любом из приданных ему положений;

— нет ли чрезмерной качки в соединении вертлюга со столом;

— закреплен ли вертлюг гайкой и имеется ли шплинт гайки;

— не погнута ли рукоятка стопорного болта стола.

Осмотр механизма вертикальной наводки. При осмотре механизма вертикальной наводки нужно проверить:

— свободно ли перемещается сектор в вертикальном вырезе вертлюга и прочно ли он закрепляется при помощи стопора вертлюга;

— не погнута ли рукоятка стопора вертлюга.

Суммарная горизонтальная и вертикальная качка тела пулемета, закрепленного на станке (с учетом качки ствола в ствольной коробке), допускается не более 5 мм (качка измеряется у переднего среза пламегасителя).

В механизме тонкой наводки при освобождении зажимного винта муфты матки и при вращении маховичка винт должен вращаться в матке без значительного трения; при закрепленной муфте винт вращаться не должен.

Осмотр затыльника и рукоятки перезаряжания. При осмотре затыльника и рукоятки перезаряжания нужно проверить:

— нет ли трещин и отколов на дереве ручек затыльника;

— не сорвана ли резьба крышек масленок и исправны ли ершики;

— не погнута ли рукоятка перезаряжания; удерживается ли рукоятка перезаряжания защелкой в крайнем переднем положении и нет ли трещин и отколов на дереве ручки.

Проверка соединения тела пулемета со станком. Необходимо проверить:

— не имеет ли тело пулемета качки на станке;

— не самоотвинчивается ли штырь заднего крепления при транспортировке и во время стрельбы;

— прилегает ли передняя скоба ствольной коробки к упору станка и задняя скоба к штырю по всей длине.

Осмотр колес станка. При осмотре колес следует проверить, нет ли расшатанности в соединениях деревянных частей со втулкой и свободно ли вращаются колеса на оси.

Осмотр хобота станка. При осмотре хобота станка нужно проверить, подгибается ли хобот и надежно ли удерживается он защелками в откинутом положении; прогиб хобота не допускается.


Осмотр пулемета в разобранном виде

В разобранном пулемете следует подробно осматривать каждую часть его; проверить, одинаковые ли номера имеют следующие части: ствольная коробка, затыльник, крышка и основание приемника, ствол, движок, ползун, рама, рукоятка перезаряжания, замыкатель, затвор; нет ли на частях ржавчины, загрязнения, трещин, скрошенности металла, сорванной нарезки, погнутости в соединениях, забоин и заусенцев.

Осмотр ствола. При осмотре ствола следует проверить:

— нет ли снаружи на казенной части 'и кольцевом выступе забоин и приподнятости металла, препятствующих соединению ствола со ствольной коробкой;

— правильно ли установлен регулятор и закреплен ли пружинным кольцом;

— нет ли забитостей на дульном и казенном срезах ствола;

— прочно ли удерживается предохранитель мушки в основании и мушка в предохранителе;

— на месте ли шплинт пламегасителя;

— нет ли трещин на деревянных щечках рукоятки ствола, не погнута ли рукоятка и свободно ли она вращается на стволе;

— не забита ли шпонка, нет ли забоин на вырезах для замыкателя;

— чисты ли канал ствола и патронник и не имеют ли они каких-либо недостатков.

Недостатками канала ствола и патронника считаются:

ржавчина, наблюдаемая в виде темного налета; ржавчину, не заметную для глаза, можно обнаружить, протирая канал чистой ветошью, на которой в этом случае останутся бурые пятна; матовая поверхность канала ствола, не оставляющая при протирании следов ржавчины на ветоши, не является недостатком;

омеднение, появляющееся при стрельбе пулями, покрытыми томпаком (плакированные); оно наблюдается в виде легкого медного налета на поверхности канала ствола;

скругленность полей нарезов, особенно заметная на боевой грани нареза;

погнутость ствола, обнаруживаемая по неправильной тени в канале ствола.

Износ канала ствола по диаметру проверяется войсковым калибром К-2 (7,772 мм). Калибр К-2 не должен входить в канал ствола с казенной части на длину более 120 мм от казенного среза ствола. Вхождение калибра К-2 в канал ствола с казенной части на длину более 120 мм допускается только при том условии, если пулемет удовлетворяет нормальному бою.

Поверхность канала ствола пулемета хромированная. Хромированные стволы имеют ряд особенностей, которые не влияют на боевые и эксплоатационные качества и потому допускаются техническими условиями на прием оружия; они не являются недостатками канала ствола.

Эти особенности следующие: матовая поверхность канала, кольцевое потемнение канала, спиральные полоски на хромированной поверхности, сетка разгара и скол хрома. При этом матовая поверхность, кольцевое потемнение и спиральные полоски могут быть как в новых стволах, так и в стволах, из которых производилась стрельба.

При осмотре каналов хромированных стволов необходимо руководствоваться следующим.

Матовая поверхность канала характеризуется местным потемнением канала, но это не является ржавчиной.

Кольцевое потемнение может быть по всей окружности канала ствола или части ее, но это не является раздутием.

Спиральные полоски на хромированной поверхности канала ствола являются результатом механической обработки (следы инструмента). До хромирования канала ствола следы инструмента в канале незаметны, после хромирования следы инструмента выступают более рельефно и наблюдаются в виде спиральных полосок.

Сетка разгара наблюдается в виде пересекающихся полосок на хромированной поверхности канала ствола, как правило, в казенной части. Эти полоски появляются в процессе стрельбы, после 500 выстрелов. С увеличением количества выстрелов в полосках образуются трещины и хром начинает выкрошиваться сначала в виде точек, а затем в виде сколов хрома.

Скол хрома представляет собой наиболее ярко выраженный разгар хромового покрытия канала ствола в казенной части и является следствием увеличения разгара. Скол хрома появляется обычно после 1500 выстрелов и более.

Сетка разгара и скол хрома являются неизбежными и не могут считаться дефектом, так как с появлением их ствол сохраняет хорошую кучность и меткость стрельбы. Стволы с сеткой разгара требуют лишь более тщательной чистки.

Перед осмотром канал ствола нужно протереть насухо. Для осмотра ствол поднять до уровня глаз и поворачивать его так, чтобы канал освещался то ярко, то небольшим светом по всей его длине.

При осмотре средней части канала глаз приближать к срезу ствола и, наоборот, при осмотре ближней части — удалять от среза.

Ствол сдается в мастерскую части в следующих случаях:

— если он не удовлетворяет требованиям нормального боя;

— при наличии раздутости ствола;

— при кривизне ствола и общей его изношенности;

— при наличии в канале ствола глубоких раковин;

— при наличии забоин на наружной поверхности ствола с образованием поднятости металла в канале;

— при наличии трещин в любом месте ствола;

— при обнаружении в патроннике следов ржавчины, препятствующих свободному извлечению гильзы из патронника после выстрела;

— в случае утери какой-либо детали, входящей в сборку ствола.

Осмотр ствольной коробки. При осмотре ствольной коробки следует проверить:

— нет ли забоин, заусенцев и трещин в пазах и на выступах ствольной коробки, в поперечном вырезе для замыкателя ствола, на поверхности канала для соединения со стволом;

— прочно ли закреплена трубка поршня (качание трубки поршня от ее оси во все стороны у переднего конца должно быть не менее 2 мм);

— свободно ли перемещается замыкатель ствола в поперечном вырезе ствольной коробки и удерживается ли стопором от выдвигания влево;

— не поломана ли пружина щитика и энергично ли щитик открывается и закрывается.

Осмотр рамы и поршня. При осмотре рамы и поршня необходимо проверить:

— нет ли заусенцев и забоин на ребрах рамы;

— не сношен ли боевой взвод;

— не погнут ли поршень и нет ли на нем забоин;

— нет ли забоин и заусенцев на сапожке и на косых пазах рамы;

— прочно ли удерживается поршень в раме; не утеряна ли шпилька, крепящая поршень в раме (качание поршня от оси во все стороны у переднего конца должно быть не менее 1,5 мм).

Осмотр затвора. При осмотре затвора следует проверить:

— нет ли забоин, трещин и заусенцев на частях затвора;

— нет ли трещин или разгара металла вокруг отверстия для выхода бойка (радиальные трещины в дне чашечки затвора вокруг отверстия для выхода бойка не допускаются; следы разгара дна чашечки, обнаруживаемые после зачистки, допускаются);

— не сносилась ли опорная плоскость; она не должна иметь следов глубокой осадки (уплотнения) металла и скрошенности;

— не скрошен ли боек;

— пружинит ли выбрасыватель и не скрошен ли его зацеп;

— не погнут ли отражатель и свободно ли он перемещается в своем канале;

— не забит ли досылатель затвора и не скрошены ли его рожки; расстояние между зацепом выбрасывателя и дном чашечки затвора допускается в пределах 1,63—2,3 мм; проверяется войсковым калибром К-7.

Для проверки правильности движения и выхода бойка необходимо:

— поставить затвор на раму и оттянуть его назад; при этом боек должен выступать над дном чашечки затвора на 1,4—1,6 мм;.

— нажать на передний конец бойка; он должен полностью утопиться в затвор, не выступая над дном чашечки.

В случае поломки выбрасывателя или его пружины нужно заменить их в мастерской воинской части.

Осмотр затыльника. При осмотре затыльника следует проверить:

— удерживается ли спусковой рычаг в отведенном назад положении предохранителем;

— энергично ли действует пружина спускового рычага;

— не смещаются ли оси спускового рычага и предохранителя;

— не расколоты ли ручки затыльника;

— нормально ли действует защелка затыльника.

Осмотр рукоятки перезаряжания. При осмотре рукоятки перезаряжания необходимо проверить:

— нормально ли удерживается рукоятка перезаряжания в крайнем переднем положении;

— не сломан ли ведущий выступ рукоятки перезаряжания и нет ли трещин и отколов на деревянной ручке.

Осмотр приемника. При осмотре приемника нужно проверить:

— нет ли на основании, крышке, движке и ползуне приемника побитостей и трещин;

— нормально ли действует защелка крышки приемника и не выскакивает ли ее шпилька (шпилька от нажима на нее выколоткой сдвигаться не должна);

— не сломана ли пружина подавателя и энергично ли подаватель действует;

— энергично ли работают пружины пальцев, не выскакивают ли их оси (ось от нажима на нее выколоткой сдвигаться не должна);

— нет ли качания гребня подачи в соединении с крышкой приемника и не забит ли его скос (качание гребня подачи не допускается);

— не скрошены ли зацепы движка, энергично ли действуют их пружины и не выскакивают ли их оси (при сильном нажиме на оси выколоткой они должны отделяться от движка); свободно ли перемещается движок по всей длине основания приемника.

Осмотр патронных лент. При осмотре патронных лент необходимо проверить:

— не порваны ли и не растянуты ли ленты;

— не смяты ли гнезда, нет ли помятостей и других повреждений на наконечниках;

— не сломаны ли и не сместились ли соединительные пружины.

Осмотр патронной коробки. При осмотре патронной коробки проверить:

— нет ли побитостей и помятостей, препятствующих свободному и правильному закрыванию и открыванию крышки;

— легко ли открывается и закрывается застежка коробки плотно ли она удерживается в закрытом положении заверткой;

— исправна ли ручка коробки;

— имеются ли в коробке картонные прокладки.


Осмотр принадлежности

При осмотре принадлежности надо проверить исправность:

1. Шомпола:

— свободно ли ввинчиваются составные части шомпола одна в другую (ввинченные доотказа, они не должны качаться);

— притуплены ли острые углы в стыках свернутого шомпола;

— не погнут ли шомпол;

— закреплен ли конец шомпола;

— притуплены ли и не имеют ли трещин, надломов и заусенцев ребра щелей для пакли (ветоши);

— исправна ли пружина наконечника и удерживает ли его пружина;

— свободно ли вращается рукоятка на стержне и прочно ли удерживается на нем.

2. Комбинированного ключа: нет ли на его вырезах, на гнезде для ввинчивания и вывинчивания мушки трещин, зазубрин, скрошенностей и износа.

3. Коленчатого стержня с щетинным ершиком:

— хорошо ли навинчивается ершик, нет ли забоин на нарезке стержня;

— не оголен ли ершик, не погнут ли, не сорвана ли его нарезка;

— нет ли надломов, побитостей и заусенцев на коленчатом стержне.

4. Выколоток: притуплены ли концы выколоток, не погнуты ли они, не имеют ли скрошенностей.

5. Извлекателя:

— не имеет ли наконечник забитостей, заусенцев и износа выступов для захвата дульца гильзы; прочно ли он удерживается на своем месте;

— не погнут ли упор рычага.

6.Ключа замыкателя: не имеет ли ключ помятостей и не погнут ли он.