Ручные гранаты, применяемые при обучении гранатометанию


96. В процессе обучения гранатометанию применяются вначале учебно-тренировочные, а затем учебно-имитационные ручные гранаты.


Учебно-тренировочные ручные гранаты

97. Учебно-тренировочные ручные гранаты применяются при первоначальном обучении заряжанию гранат, изучении правил обращения с ними, разучивании приемов их метания, а также при проведении тренировок в целях выработки умений и навыков в метании гранат из различных положений при действиях в пешем порядке и на бронетранспортерах (боевых машинах пехоты).

В боевой подготовке личного состава войск применяются учебно-тренировочные ручные осколочные гранаты РГ-42, РГД-5, Ф-1 (рис. 88) и ручная противотанковая граната РКГ-ЗЕ.

Учебно-тренировочные ручные гранаты по форме и массе не должны отличаться от боевых ручных гранат.

Рис. 88. Учебно-тренировочные ручные осколочные гранаты:

Рис. 88. Учебно-тренировочные ручные осколочные гранаты:

1 – РГ-42: 2 – РГД-5; 3 – Ф-1


Каждая учебно-тренировочная ручная граната представляет собой специально изготовленную болванку (рис. 89), корпус которой вместо разрывного заряда заполняется до требуемого веса песком или обрезками металла.

Рис. 89. Части учебно-тренировочной ручной осколочной гранаты Ф-1:

Рис. 89. Части учебно-тренировочной ручной осколочной гранаты Ф-1:

1 — болванка; 1 — имитационный запал; 3 — предохранитель; 4 — спусковой рычаг; 5 — кольцо


Имитационный запал изготовляется из дерева или металла, а предохранительная чека, спусковой рычаг и кольцо соответствуют формам и размерам боевой гранаты.

Учебно-тренировочные гранаты окрашиваются в черный цвет, а на боковой поверхности корпуса их наносятся буквы «Уч».

Обучение заряжанию и приемам метания гранат производится в соответствии с Наставлением по стрелковому делу «Ручные гранаты».

После броска учебно-тренировочной гранаты выпавшие из нее части обязательно подбираются и собираются на гранате для очередного броска.


Учебно-имитационные ручные гранаты

98. Учебно-имитационные ручные гранаты (рис. 90) применяются, как правило, для выполнения упражнений, предусмотренных Курсом стрельб, а также для гранатометания в ходе боевых стрельб в составе подразделений.

В боевой подготовке личного состава войск применяются следующие учебно-имитационные ручные гранаты: УРГ-Н (учебная ручная граната наступательная); УРГ (учебная ручная граната оборонительная); УПГ-8 (учебная противотанковая граната).

Учебно-имитационные ручные гранаты по форме, массе и правилам обращения не отличаются от боевых гранат. При падении они имитируют разрыв звуковым и дымовым эффектом.

Учебно-имитационные гранаты могут быть использованы многократно.

Рис. 90. Общий вид учебно-имитационных ручных гранат:

Рис. 90. Общий вид учебно-имитационных ручных гранат:

1 – УРГ-Н; 2 – УРГ: 3 – УПГ-8


Учебно-имитационные гранаты УРГ-Н и УРГ

99. Учебно-имитационная граната УРГ-Н (УРГ) состоит из корпуса и имитационного запала.

Корпусом гранаты УРГ-Н служит корпус ручной осколочной гранаты РГД-5, а гранаты УРГ — корпус ручной осколочной гранаты Ф-1. В донной части корпуса сделано отверстие для усиления звукового эффекта при взрыве имитационного залпа и для выхода пороховых газов.

Для отличия от боевых ручных гранат корпус учебно-имитационных ручных гранат окрашен в черный цвет и на него нанесена маркировка, а на корпус УРГ, кроме того, поперечная и продольная белые полосы.

Имитационный запал (рис. 91) состоит из ударного механизма, переходной втулки и имитационной части.

Рис. 91. Имитационный запал:

Рис. 91. Имитационный запал:

а – в собранном виде; б – в разобранном виде; 1 – ударный механизм; 2 – кольцо предохранительной чеки;

3 – переходная втулка; 4 – имитационная часть; 5 – спусковой рычаг


Ударный механизм устроен так же, как в ударный механизм запала УЗРГМ; отличается он лишь более длинным ударником.

Переходная втулка соединяет ударный механизм с имитационной частью и предохраняет его от загрязнения и повреждения пороховыми газами.

Имитационная часть запала (рис. 92) служит для получения звукового и дымового эффекта разрыва боевой гранаты. Она состоит из тех же частей, что и собственно запал УЗРГМ, только вместо капсюлядетонатора на втулку замедлителя наглухо надета более удлиненная гильза с зарядом дымного пороха.

Рис. 92. Имитационная часть запала (в разрезе):

Рис. 92. Имитационная часть запала (в разрезе):

1 — капсюль-воспламенитель; 2 — втулка замедлителя; 3 — замедлитель; 4 — дымный порох; 5 — гильза; 6 — пыж


Для перезаряжания имитационного запала применяется оправка (рис. 93), которая дается на каждые четыре гранаты.

Рис. 93. Оправка для перезаряжания имитационного запала:

Рис. 93. Оправка для перезаряжания имитационного запала:

1 — канал для ударника; 2 — отверстие


Работа частей и механизмов имитационного запала аналогична работе запала УЗРГМ

При обращении с учебно-имитационными гранатами и их метании необходимо соблюдать правила, предусмотренные для боевых гранат.

Перед укладкой гранаты в гранатную сумку следует осмотреть корпус и части запала, а затем собрать запал, для чего имитационная часть присоединяется (ввертывается) к ударному механизму.

Для повторного метания гранаты надо вывинтить из корпуса гранаты сработанный запал; взять запал в левую руку и вывинтить имитационную часть; вывинтить переходную втулку, следя за тем, чтобы не утерять боевую пружину и шайбу; взять новый ударник, вставить его жалом в отверстие оправки, сверху на ударник надеть шайбу и боевую пружину; вставить собранные части вместе с оправкой в канал ударного механизма до прихода головки ударника через отверстие направляющей шайбы; не отпуская оправки, вставить спусковой рычаг вилкой в проточку головки ударника и прижать его к трубке ударного механизма; вставить в отверстия рычага и трубки предохранительную чеку и развести ее концы; вынуть оправку, ввинтить переходную втулку и новую имитационную часть запала.

После 5-7 бросков учебно-имитационной гранаты необходимо очищать от нагара отверстие для прохода ударника в переходной втулке запала.


Учебно-имитационная противотанковая граната УПГ-8

100. Учебно-имитационная противотанковая граната УПГ-8 (рис. 90) состоит из корпуса, рукоятки и имитационного запала. В дне и крышке корпуса закреплен стволик. Выступающий из корпуса конец стволика имеет внутри патронник для помещения запала, снаружи — резьбу для навинчивания рукоятки. В средней части стволика имеется два отверстия для выхода пороховых газов в случае падения гранаты дном на мягкий грунт.

При обращении с учебной противотанковой гранатой и ее метании необходимо соблюдать правила, предусмотренные для боевой гранаты РКГ-ЗЕ.

Для повторного метания гранаты следует собрать механизмы рукоятки, извлечь из стволика гильзу и вставить новый запал.

Сборку рукоятки производить, не отвинчивая ее от корпуса гранаты, в такой последовательности: сложить все четыре проволочных пера вместе; свисающим концом стаби¬лизатора, начиная от рукоятки, туго обернуть сложенные проволочные перья; вложить свернутый стабилизатор в лодочки и вставить их в корпус рукоятки; утопить лодочки в рукоятке до отказа, взять вилку из принадлежности и поместить ее на торце рукоятки так, чтобы вырез вилки был против скоса рукоятки, а короткие концы зашли за буртик; ввести отогнутый конец откидной планки в отверстие торца рукоятки и, прижав откидную планку к рукоятке, ввести в отверстие предохранительную чеку; отвинтить рукоятку от корпуса и проверить состояние и выход жала (оно не должно быть затупленным и выступать за переднюю плоскость опорной втулки).

Для замены жала необходимо снять опорную втулку, ослабить отверткой стопорные винты, вынуть жало, вставить на его место новое, закрепить винты и надеть опорную втулку.

Если жало выступает за опорную втулку, необходимо ее снять с рукоятки, надеть проти¬воположным концом на жало и утопить ударник до щелчка. Поставить опорную втулку на место. Если и после этого жало выступает, снять опорную втулку, вывернуть на 3-4 оборота ударный механизм, вновь довинтить его до отказа и утопить ударник до щелчка. Если щелчка не последует, проверить сборку ударного механизма.

Перед навинчиванием рукоятки на корпус надо с помощью принадлежности извлечь из стволика корпуса гильзу и на ее место вставить имитационный запал.

В случае несрабатывания запала после метания следует, не поднимая гранаты с земли, отвернуть рукоятку, осмотреть капсюль-воспламенитель. Если неисправен, заменить его.

При отсутствии накола на капсюле-воспламенителе надо проверить правильность сборки ударного механизма и произвести чистку гранаты.

Для чистки гранаты, разборки и сборки механизмов и выталкивания гильзы имитационного запала применяется принадлежность, которая состоит из ключа-отвертки, вилки и оправки.