Станки для показа работы частей и механизмов оружия


27. В станках помещаются части и механизмы учебного оружия. С помощью станков можно показать части и механизмы, недоступные наблюдению на собранном, учебном или боевом оружии; при показе обеспечивается полная наглядность и не искажается внешний вид частей и механизмов. В этом заключается преимущество станков перед учебным и разрезным оружием.

На том или ином станке обучаемым показываются положение частей и механизмов оружия до заряжания, их работа при заряжании, производстве и прекращении стрельбы, а также некоторые характерные задержки при стрельбе и способы их устранения.

28. Перед проведением занятия станки должны быть тщательно осмотрены, а исправность их проверена путем сборки частей и механизмов учебного оружия на станке. Работа частей и механизмов оружия, собранных на станке, обязательно проверяется с использованием учебных патронов. Применять холостые и боевые патроны на станках категорически запрещается.

Чтобы обучаемые прочно усвоили работу частей и механизмов того или иного оружия, они должны еще до занятия, на котором используются станки, изучить назначение и устройство отдельных частей и механизмов, особенно подвижных.


Станок для показа работы частей и механизмов автомата Калашникова (АКМ и АКМС) и ручного пулемета (РПК и РПКС)

29. Станок для показа работы частей и механизмов автомата (ручного пулемета) Калашникова (рис. 16) состоит из короба, подобного ствольной коробке оружия, и трехножек, являющихся основанием станка.

В передней части короба станка имеются две трубки: нижняя обозначает ствол, верхняя служит для направления движения газового поршня.

Рис. 16. Станок для показа работы частей и механизмов автомата (ручного пулемета) Калашникова:

Рис. 16. Станок для показа работы частей и механизмов автомата (ручного пулемета) Калашникова:

1 – паз для пятки направляющей трубки; 2 – короб станка; 3 – верхняя трубка; 4 – нижняя трубка; 5 – ножки; 6 – переводчик; 7 – ударно-спусковой механизм


Короб станка имеет:

— внутри – вырезы для запирания затвора, задние стенки которых являются боевыми упорами; отгибы и направляющие выступы для направления движения затворной рамы и затвора; отражательный выступ для отражения гильз; перемычку для скрепления боковых стенок; выступ для зацепа магазина; по одному овальному выступу на боковых стенках для направления магазина; ударно-спусковой механизм, подобный ударно-спусковому механизму автомата (пулемета);

— сзади сверху – пазы: продольный – для пятки направляющего стержня (трубки) возвратного механизма и поперечный – для крышки ствольной коробки;

— в боковых стенках – по четыре отверстия, три из них для осей ударно-спускового механизма и одно для цапфы переводчика; на правой стенке установлен переводчик, конструкция и расположение которого обеспечивают возможность фиксированной постановки на одиночный (ОД) и автоматический (АВ) огонь и на предохранитель;

— снизу – окно для магазина и окно для спускового крючка.

Сборку на станке частей и механизмов учебного оружия (рис. 17) производить в следующем порядке:

— присоединить затворную раму с затвором к коробу станка, для чего взять затворную раму в правую руку и ввести газовый поршень в верхнюю трубку станка так, чтобы отгибы короба вошли в пазы затворной рамы, небольшим усилием прижать ее к коробу и продвинуть вперед;

— присоединить возвратный механизм; для этого правой рукой ввести возвратный механизм в канал затворной рамы; сжимая возвратную пружину, подать направляющий стержень (трубку) вперед и, опустив его несколько книзу, ввести его пятку в продольный паз короба станка;

— снарядить магазин учебными патронами и присоединить его к коробу станка.

Рис. 17. Части автомата (ручного пулемета) Калашникова, собираемые на станке:

Рис. 17. Части автомата (ручного пулемета) Калашникова, собираемые на станке:

1 – затворная рама; 2 – затвор; 3 – возвратный механизм; 4 – магазин


После сборки необходимо проверить работу частей и механизмов, собранных на станке (рис. 18). Для этого следует несколько раз подать затворную раму назад и вперед, последовательно переставляя переводчик на предохранитель, на автоматический и одиночный огонь. Одновременно с этим надо проверить правильность подачи патронов в патронник, выбрасывание их наружу и безотказность работы ударно-спускового механизма короба станка во взаимодействии с частями и механизмами автомата (пулемета).

Рис. 18. Станок с собранными частями автомата (ручного пулемета) Калашникова

Рис. 18. Станок с собранными частями автомата (ручного пулемета) Калашникова


При изучении положения частей и механизмов автомата (пулемета) до заряжания на станке можно наблюдать крайнее переднее положение затвора и затворной рамы при наименьшем сжатии возвратной пружины; запирание канала ствола затвором и положение частей ударно-спускового механизма при постановке переводчика на предохранитель.

При изучении работы частей и механизмов автомата (пулемета), медленно перемещая рукоятку затворной рамы, можно показать положение переводчика при постановке его на автоматический (АВ) и одиночный (ОД) огонь, наибольшее и наименьшее сжатие возвратной пружины, отпирание и запирание патронника затвором, подачу и досылание патрона в патронник, извлечение его из патронника и выбрасывание из короба (ствольной коробки), взвод курка, работу частей ударно-спускового механизма при различном положении переводчика и затворной рамы с затвором, присоединение и отделение магазина с патронами.


Станок для показа работы частей и механизмов ручного пулемета Дегтярева (РПД)

30. Станок для показа работы частей и механизмов ручного пулемета Дегтярева (рис. 19) состоит из короба и крышки, подобных ствольной коробке и крышке ствольной коробки РПД.

Рис. 19. Станок для показа работы частей и механизмов ручного пулемета Дегтярева (РПД):

Рис. 19. Станок для показа работы частей и механизмов ручного пулемета Дегтярева (РПД):

1 – проволочный треугольник; 2 – трубка; 3 – проушины; 4 – вырез для основания приемника;

5 – короб станка; 6 – чека с цепочкой; 7 – крышка короба; 8 – кронштейн


Короб станка имеет: в передней части – трубку, обозначающую часть ствола пулемета, и проволочный треугольник, являющийся подставкой станка; сверху – проушины для присоединения колодки приемника и вырез для основания приемника; снизу – кронштейн для присоединения коробки с лентой; снаружи в нижней части – продольные пазы для присоединения спусковой рамы; в правой стенке – продольный вырез для рукоятки перезаряжания, оканчивающийся отверстием для присоединения рукоятки; в задней части – отверстия и чеку с цепочкой для соединения спусковой рамы пулемета с коробом станка; внутри – направляющие пазы для движения по ним затворной рамы, боевые уступы для боевых упоров затвора и отражатель.

Крышка короба станка имеет: в передней части – направляющие выступы для колодки приемника и отверстие для кольцевого высту¬па большого рычага; в задней части – вырез и отверстие для защелки крышки ствольной коробки пулемета; сверху – окна для наблю¬дения за работой механизма подачи ленты; снизу – пластинчатую пружину и ось малого рычага.

Сборку на станке частей и механизмов учебного пулемета (рис. 20) производить в следующем порядке:

— присоединить затворную раму с затвором к коробу станка; для этого совместить направляющие выступы затворной рамы с пазами короба, продвинуть затворную раму вперед и при совмещении отверстий на ее стойке и на правой стенке короба станка вставить рукоятку перезаряжания и продвинуть затворную раму вперед до отказа;

— присоединить спусковую раму к коробу станка; для этого совместить продольные выступы спусковой рамы с пазами короба станка, продвинуть спусковую раму вперед до отказа и закрепить чекой;

— присоединить основание приемника к коробу станка;

— присоединить рычаги подачи и колодку приемника с подавателем к крышке короба станка;

Рис. 20. Части и механизмы ручного пулемета Дегтярева (РПД), собираемые на станке: Рис. 20. Части и механизмы ручного пулемета Дегтярева (РПД), собираемые на станке: Рис. 20. Части и механизмы ручного пулемета Дегтярева (РПД), собираемые на станке:

Рис. 20. Части и механизмы ручного пулемета Дегтярева (РПД), собираемые на станке:

1 – затвор; 2 – затворная рама; 3 – спусковая рама с прикладом; 4 – основание приемника; 5 – колодка приемника;

5 – подаватель; 7 – рычаги подачи; 8 – защелка крышки ствольной коробки; 9 – коробка с лентой


— присоединить к крышке короба станка защелку;

— закрыть крышку короба станка;

— присоединить к коробу станка коробку с лентой, снаряженной учебными патронами.

После сборки необходимо проверить работу частей и механизмов пулемета, собранных на станке (рис. 21). Для этого зарядить пулемет, взяться за рукоятку перезаряжания и, медленно продвигая несколько раз затворную раму назад и вперед, убедиться в правильной и безотказной работе частей и механизмов пулемета, подаче патронов из ленты в патронник, извлечении их из патронника и выбрасывании из короба станка.

При изучении положения частей и механизмов пулемета до заряжания через вырезы короба станка (при закрытой и открытой его крышке) можно показать положение боевых упоров затвора, ролика стойки затворной рамы, рычагов подачи, пальцев подачи, фиксатора колодки приемника, пальца основания приемника, спускового рычага и спускового крючка.

Рис.

Рис. 21. Станок с собранными частями и механизмами ручного пулемета Дегтярева (РПД)


При изучении работы частей и механизмов пулемета при заряжании и стрельбе на станке можно показать отпирание и запирание патронника затвором; отвод ударника назад и продвижение его вперед для разбивания капсюля; постановку затворной рамы боевым взводом на шептало спускового рычага и работу спускового механизма; подачу затворной рамы вперед стержнем возвратно-боевой пружины; работу механизма подачи ленты; продвижение ленты и подачу очередного патрона; досылание затвором патрона в патронник; извлечение и выбрасывание его из короба станка.


Станок для показа работы частей и механизмов ротного пулемета (РП-46)

31. Станок для показа работы частей и ме¬ханизмов ротного пулемета (рис. 22) состоит из двух продольных станин и переднего угольника с винтом и прижимной пластинкой, укре-пленных на деревянном основании.

Рис. 22. Станок с собранными частями ротного пулемета (РП-46):

Рис. 22. Станок с собранными частями ротного пулемета (РП-46):

1 – трубка с возвратно-боевой пружиной; 2 – соединительный винт; 3 – скоба отражателя; 4 – отражатель;

5 – продольные станины; 6 – стойка; 7 – ствол с пламегасителем; 8 – винт прижимной пластинки;

9 – передний угольник; 10 – деревянное основание; 11 – задняя стойка; 12 – спусковая рама


В угольнике вырезано отверстие для дульной части ствола с газовой камерой.

Станины станка служат для соединения ствола, затворной и спусковой рам пулемета. Передние части станин соединены стойкой с отверстиями: верхним — для прохода ствола и нижним – для прохода газового поршня. На концах задней части станин сделаны ушки с отверстиями для крепления спусковой рамы соединительным винтом. Внутри станин имеются продольные выступы для затворной рамы и боевых упоров затвора. Снизу на станинах сделаны крючки для закругленных выступов спусковой рамы. Сверху к станинам прикреплена скоба с отражателем. Задняя часть станин опирается на заднюю стойку, прикрепленную к деревянному основанию.

На станке собирают следующие части и механизмы учебного пулемета: ствол, трубку с возвратно-боевой пружиной, соединительный винт, спусковую раму с прикладом, затворную раму и затвор.

Сборку частей и механизмов пулемета на станке производить в следующем порядке:

— вставить затворную раму в направляющие продольные выступы станка, для чего взять ее правой рукой так, чтобы рукоятка затворной рамы была обращена книзу; ввести газовый поршень в нижнее отверстие передней стойки; когда рукоятка пройдет заднюю стойку станин, повернуть затворную раму рукояткой вправо, затворная рама займет необходимое положение;

— присоединить затвор к затворной раме, для чего, придерживая затворную раму снизу, отодвинуть ее в заднее положение;

— вставить спусковую раму с прикладом в крючки, расположенные снизу станин, и ввинтить соединительный винт в отверстие правой станины станка;

— вставить возвратно-боевую пружину, для чего отвести назад подвижную систему настолько, чтобы хвостовик ударника несколько вышел из выреза стойки спусковой рамы; один конец возвратно-боевой пружины вставить в трубку, а другой — надеть на хвостовик; сжать возвратно-боевую пружину между кольцевым буртиком ударника и дном трубки возвратно-боевой пружины; вставить трубку возвратно-боевой пружины в канал спусковой рамы и повернуть вправо или влево на 90°, при этом защелка трубки должна заскочить за боковую стенку спусковой рамы;

— вставить ствол через отверстие угольника в отверстие стойки, направляя газовую камеру в нижний вырез отверстия угольника; при этом прижимная пластинка угольника должна быть в горизонтальном положении, а затворная рама – находиться в заднем положении; поставить прижимную пластинку вертикально и закрепить ее винтом.

После сборки необходимо проверить рабо¬ту частей и механизмов пулемета, собранного на станке. Для этого следует отвести за рукоятку затворную раму назад до отказа (поставить на боевой взвод), затем ввести в патронник учебный патрон; правой рукой взяться за рукоятку затворной рамы, а левой нажать на спусковой крючок и, сдерживая рукой движение затворной рамы вперед, проследить, правильно ли работают части и механизмы пулемета (учебный патрон досылается в патронник, канал ствола запирается, газовый поршень свободно входит в патрубок газовой камеры).

При изучении положения частей и механизмов пулемета до заряжания обучаемые мо-гут видеть затвор, боевые упоры которого разве¬дены в стороны и находятся в боевых уступах ствольной коробки (выступах станин станка); крайнее переднее положение затворной рамы; возвратно-боевую пружину, находящуюся в наименьшем сжатии; положение спускового крючка.

Показывая и объясняя работу частей пулемета при заряжании, следует медленно отвести рукоятку затворной рамы назад, чтобы обучаемые могли наблюдать сжатие возвратно-боевой пружины, а также движение стойки затворной рамы с ударником, сведение боевых упоров затвора, выход их из боевых уступов ствольной коробки (выступов станин станка) и постановку затворной рамы на боевой взвод.

При показе заряжания пулемета на станке учебный патрон вводится рукой в патронник только после постановки затворной рамы на боевой взвод.

Для показа работы частей и механизмов пулемета при стрельбе необходимо повернуть предохранитель, нажать на спусковой крючок и, придерживая за рукоятку, медленно продвигать затворную раму вперед. При этом надо обратить внимание обучаемых на действие возвратно-боевой пружины, движение вперед затворной рамы с затвором, досылание затвором патрона в патронник, остановку затвора у казенного среза ствола и продолжающееся в это время движение затворной рамы вперед, разведение в стороны боевых упоров при запирании канала ствола затвором.

Для показа работы частей и механизмов пулемета после выстрела, нажимая на поршень, следует медленно подавать затворную раму назад; при этом нужно объяснить обучаемым и показать, что затворная рама с затвором отойдет под нажимом газов, часть которых через отверстие в канале ствола устремляется в газовую камеру, и отведет газовый поршень назад. При отходе затвора назад учебный патрон извлекается из патронника зацепом выбрасывателя и отражается вниз отражателем.


Станок для показа работы частей и механизмов пулемета Горюнова

32. Станок для показа работы частей и механизмов пулемета Горюнова (рис. 23) состоит из деревянного основания, на котором укреплены стволодержатель с прижимной планкой и винтом с барашком, передняя стойка и две задние стойки короба (ствольной коробки). Между стволодержателем и передней стойкой короба установлена трубка поршня. К стенкам короба прикреплены передняя обойма, в которой с помощью разрезной чеки закрепляются основание и крышка приемника, направляющая перемычка с отверстием для центрирования ствола пулемета и верхняя обойма для запирания крышки приемника. К внутренним стенкам короба прикреплены направляющие полозки, в пазы которых вхо¬дит рукоятка перезаряжания. Внутренняя перемычка короба, расположенная у передней стойки, предназначена для удержания рукоят¬ки перезаряжания в переднем положении. Для закрепления затыльника пулемета служат задняя перемычка и отверстия в стенках короба, через которые проходит чека, закрепляющая затыльник.

Рис. 23. Станок для показа работы частей и механизмов станкового пулемета Горюнова:

Рис. 23. Станок для показа работы частей и механизмов станкового пулемета Горюнова:

1 – чека затыльника; 2 – верхняя обойма; 3 – отверстие в стенке короба: 4 – передняя обойма; 5 – передняя стойка; 6 – барашек;

7 – прижимная планка; 8 – стволодержатель; 9 – направляющая трубка поршня; 10 – основание; 11 – задние стойки короба (ствольной коробки)


Сборку на станке частей и механизмов учебного пулемета производить в следующем порядке:

— установить ствол так, чтобы патрубок газовой камеры вошел в трубку поршня; закрепить ствол прижимной планкой с помощью винта с барашком;

— вставить ползун с правой стороны короба пальцами подачи вверх и подать его вл-во до отказа;

— вставить рукоятку перезаряжания в пазы направляющих полозков короба, продвинув ее в крайнее переднее положение;

— вставить затворную раму с поршнем и затвором между стенками короба, введя поршень в его трубку; продвинуть затвор с затворной рамой вперед до отказа, при этом ползун приемника должен переместиться вправо;

— надеть возвратно-боевую пружину на направляющий стержень и соединить зтыльник с коробом;

— соединить рамку и движок с основанием приемника;

— присоединить крышку приемника к коробу станка.

После сборки необходимо проверить работу частей и механизмов пулемета, собранных на станке. Для этого надо открыть крышку приемника, вложить ленту с учебными патронами в приемник, помещая закраину дна гильзы первого патрона между зацепами движка, и закрыть крышку приемника; за рукоятку перезаряжания отвести подвижную систему назад до отказа; подать рукоятку перезаряжания вперед до отказа; пальцами левой руки поднять предохранитель и нажать на спусковой рычаг, при этом правой рукой придерживать за рукоятку перезаряжания подвижную систему при движении ее вперед; резким движением за рукоятку перезаряжания отвести подвижную систему назад (при этом затвор должен через выводное окно выбросить из патронника учебный патрон); передвигая подвижную систему с помощью рукоятки перезаряжания назад и вперед при нажатом спусковом рычаге, проверить правильность работы всех частей и механизмов при заряжании и перезаряжании пулемета; разрядить пулемет.

При изучении положения частей и механизмов пулемета до заряжания можно показать:

— при наблюдении сбоку – крайнее переднее положение затворной рамы с поршнем; положение предохранителя, спускового рычага и ползуна приемника;

— при наблюдении сверху: при открытой крышке и откинутом основании приемника – запирание канала ствола и наименьшее сжатие возвратно-боевой пружины на направляющем стержне затыльника; при опущенном основании приемника – положение движка на затворе; на крышке приемника – положение подавателя и верхних пальцев.

При изучении работы частей и механизмов пулемета при заряжании можно показать вкладывание ленты с учебными патронами в приемник, помещая закраину дна гильзы первого патрона между зацепами движка; движение затворной рамы с поршнем назад; сжатие возвратно-боевой пружины; извлечение патрона из ленты; отпирание канала ствола; движение ползуна приемника влево под действием косых пазов затворной рамы; работу пальцев подачи и постановку затворной рамы на боевой взвод.

При изучении работы частей и механизмов пулемета при стрельбе можно показать действие частей спускового механизма при нажатии на спусковой рычаг; движение затворной рамы с поршнем вперед под действием возвратно-боевой пружины; досылание патрона в патронник; запирание патронника затвором; работу ползуна приемника; захват очередного патрона зацепами движка; движение затворной рамы с поршнем назад и выбрасывание патрона из патронника.

Передвигая подвижную систему назад и вперед при нажатом спусковом рычаге, следует показать действие частей и механизмов пулемета во время стрельбы, а при освобождении спускового рычага – постановку затворной рамы на боевой взвод (прекращение стрельбы).