Изделие 2А42


Чистка и смазка изделия


Чистка и смазка изделия производятся после стрельбы, занятий, учений, марша и при ТО-1 и ТО-2.


Чистку и смазку производит боевой расчет под руководством командира, который обязан:

1) определить степень загрязнения, а также объем необходимой разборки для чистки и смазки;

2) проверить объем и качество произведенной чистки и смазки.


Чистку и смазку в полевых условиях необходимо производить на чистой подстилке, используя для этого настил из досок, фанеру, брезент, а в помещениях на специально отведенном для чистки месте (верстаке, столе).

Инструменты и принадлежности для разборки и чистки должны быть исправными, а все смазочные и обтирочным материалы чистыми и доброкачественными (без песка, грязи, влаги).

Для сбережения материальной части и обеспечения надежной работы механизмов применяется смазка пластичная ГОИ-54п.


В качестве очистительных материалов применяются:

1) раствор РЧС (при ТО-1);

2) топливо Т-1 или ТС-1. Допускается применение дизельного топлива;

3) спирт этиловый ректификованный (гидролизный).

Смазка пластичная ГОИ-54п применяется для смазки всех частей изделия.

Раствор РЧС применяется для чистки канала ствола и снятия меди с газового цилиндра, обоймы, поршня.

Топливо Т-1 применяется для чистки всех деталей изделия, кроме деталей электроспуска, контактора и резиновых деталей.

Спирт-ректификат применяется для промывки деталей электроспуска и контактора.

В качестве обтирочного материала применяются чистая ветошь и пакля.

Для удобства чистки пазов, вырезов и отверстий можно применять деревянные палочки.

Канал ствола необходимо чистить с дульной части. Перед чисткой ствола без отделения от ствольной коробки необходимо отделить от изделия затыльник, возвратную пружину и затворную раму.

Перед чисткой канала ствола соберите штангу банника (в дальнейшем именуется баиипк) и вверните в него протирку. Проденьте в обе прорезки протирки столько пакли, чтобы банник входил в канал ствола с небольшим усилием, и пакля равномерно заполняла нарезы. Банник с паклей, пропитанной топливом Т-1, продвиньте по всей длине канала ствола 7—10 раз вперед и назад, не извлекая банник. Затем перемените паклю, снова пропитайте ее топливом Т-1 и продолжайте чистку до полного удаления нагара. Чистку канала ствола раствором РЧС производите ершиком, смоченным в растворе.

После этого протрите штангу банника от грязи, протрите канал ствола и патронник чистой ветошью и осмотрите ее. Если на ветоши будут обнаружены следы нагара или ржавчины, то вновь протрите канал ствола паклей, пропитанной топливом Т-1, а затем сухой ветошью. Если ветошь из канала ствола вышла чистой (допускается слабый синеватый налет металла и слабый налет меди), то осмотрите канал ствола с дульной и казенной части на свет, медленно поворачивая ствол, при этом особое внимание обратите на углы нарезов, проверяя, не осталось ли в них неочищенного нагара. Наружную поверхность протрите сначала ветошью, смоченной в топливе Т-1, а затем сухой ветошью.

ВНИМАНИЕ! Особо осмотрите чистоту патронника.

В местах скола хрома нагар удаляется значительно труднее и поверхность канала ствола может подвергнуться коррозии, поэтому чистить такие стволы следует особо тщательно.

Для снятия нагара и меди в газовом цилиндре используйте раствор РЧС и металлическую щетку, а после снятия нагара и меди промойте цилиндр в топливе и протрите насухо ветошью.

Нагар и медь с газовой камеры обоймы снимите с помощью раствора РЧС и металлической щетки, а затем промойте обойхму в топливе Т-1 и протрите насухо ветошью.

Нагар с отверстия казенника снимите металлической щеткой, а затем промойте казенник в топливе Т-1 и протрите насухо.

Нагар и медь с поршня затворной рамы снимите с помощью раствора РЧС и металлической щетки, а затем промойте затворную раму в топливе Т-1 и протрите насухо.

Снимите нагар с цилиндра кассеты, промойте кассету в топливе Т-1 и протрите насухо. Допускается для снятия нагара использовать деревянную палочку.

Чистку остальных деталей (кроме деталей электроспуска и контактора) производите пропитанной топливом Т-1 ветошью, после чего насухо протрите детали.

Протрите наружные поверхности электроспуска и контактора чистой сухой ветошью. Особо тщательно протрите выступающие части пиробойков.

ВНИМАНИЕ! Категорически запрещается промывать топливом Т-1, ТС-1 или дизельным топливом электроспуск и контактор. Запрещается чистить металлической щеткой поверхности деталей, покрытые нигрозином и фосфатом.


Обслуживание электроспуска производите в следующем порядке:

1) разберите электроспуск согласно указаниям п. Разборка электроспуска;

2) промойте в спирте якорь, толкатель, пружину, бронзовую прокладку, плунжеры датчиков;

3) протрите чистой белой ветошью, смоченной в спирте, внутреннюю полость электроспуска, а также отверстия под датчики и толкатель;

4) смажьте фторопластовые кольца толкателей тонким слоем смазки пластичной ГОИ-54п;

5) соберите электроспуск согласно указаниям п. Соборка электроспуска.


Обслуживание контактора производите в следующем порядке:

1) разберите контактор согласно указаниям п. Разберка контактора;

2) протрите пирсбойкн чистой белой ветошью, смоченной в спирте;

3) соберите контактор согласно указаниям п. Сборка контактора.


Обслуживание пружины ствола производите в следующем порядке:

1) разберите пружину согласно указаниям п. Разборка пружины ствола;

2) промойте детали (кроме резиновых) в топливе Т-1 и протрите;

3) смажьте детали тонким слоем смазки пластичной ГОИ-54п;

4) соберите пружину согласно указаниям п. Соборка пружины ствола.


После чистки произведите смазывание деталей смазкой пластичной ГОИ-54п. Канал ствола и патронник смажьте при помощи банника, а остальные детали смажьте с помощью ерша или промасленной ветоши. Смазку наносите сплошным тонким ровным слоем. Для нанесения тонкого ровного слоя смазки детали протрите пропитанной в смазке ветошью или ершиком, из которых предварительно отжимается излишняя смазка. По мере израсходования смазки ветошь пли ершик дополнительно пропитываются в смазке и впоьь отжимаются.

ВНИМАНИЕ! Категорически зяпоещается наносить обильный слой смазки в патроннике, канале ствола и на детали спускового механизм: (шептало, упор шептала), а также в копирный паз затворной рамы.