Спусковые, ударные, ударно-спусковые и электроспусковые механизмы
В зависимости от вида энергии, сообщаемой средству воспламенения (капсюлю, электрозапалу, электрокапсюлю) для производства выстрела, различают механизмы механического действия и электроспусковой механизм.
Ударные механизмы. Ударный механизм обеспечивает срабатывание ударного состава капсюля-воспламенителя.
В состав ударного механизма могут входить: ударник, боек, курок и боевая (возвратно-боевая) пружина.
Ударник – деталь ударного механизма, передающая энергию удара бойку.
Непосредственно наносит удар по капсюлю боек (рис. 28) или элемент ударника (рис. 27).
Курок – деталь (рис. 31 и 32) куркового ударного механизма, передающая энергию боевой пружины ударнику.
Боевая пружина – пружина, энергия которой используется для срабатывания капсюля. Боевая пружина применяется в пистолете ПМ, автомате и ручном пулемете Калашникова, карабине СКС.
Возвратно-боевая пружина – пружина, выполняющая функции возвратной и боевой пружин. Возвратно-боевая пружина применяется в пулеметах СГМТ, ПК, ПКТ, ДШКМ, КПВТ и др.
Рис. 31. Части ударно-спускового механизма автомата АКМ:
1 – курок; 2 – боевая пружина; 3 – спусковой крючок; 4 – шептало одиночного огня, 5 – автоспуск;
6 – пружина автоспуска, 7 – переводчик, 8 – оси; 9 – пружина шептала одиночного огня,
10 – замедлитель курка, 11 – пружина замедлителя курка;
а – боевой взвод; б – взвод автоспуска; в – загнутые концы; г – петля; д – фигурный выступ;
е – прямоугольные выступы; ж – хвост; з – вырез; и – шептало; к – рычаг, л – защелка;
м – передний выступ, н – сектор; о – цапфа
Ударные механизмы подразделяются на курковые и ударниковые.
Курковый механизм – ударный механизм, в котором некоторые детали, в том числе курок с боевой пружиной, размещены вне затвора и не сопровождают затвор и затворную раму в их движении.
Курковый механизм применяется в пистолетах, карабине СКС, автомате и ручном пулемете Калашникова (рис. 31).
Применение курковых ударных механизмов позволяет исключить влияние движения и ударов подвижных частей на точность прицеливания и выстрела, так как перед выстрелом подвижная система оружия находится в крайнем переднем положении.
Взведение курка в таком механизме осуществляется при движении назад затворной рамы автомата АКМ, пулемета РПК или затвора пистолета, карабина СКС.
Применение в пистолете ПМ ударного механизма с курком открытого типа обеспечивает простоту взведения механизма после осечки, а также указывает на положение курка (взведен или не взведен).
Рис. 32. Ударно спусковой механизм гранатомета в собранном виде и в разобранном виде:
1 – курок; (а – спица курка с насечкой; б – боевой выступ; в – предохранительный выступ, г – отверстие для оси курка);
2 – предохранитель спуска (б – буртик; е – гнезда; ж – стопор; з – пружина), 3 – спусковой крючок (и – верхний зуб;
к – отверстие для оси; л – хвост; м – нижний зуб), 4 – стержень с боевой пружиной (н – стержень; п – боевая пружина;
р – головка; с – малый выступ; т – большой выступ; у – отверстие для выколотки), 5 – шептало (ф – зуб шептала, х – отверстие для винта, ц – винт)
Ударниковый механизм – ударный механизм, в котором все детали, передающие энергию удара, размещены в затворе и (или) на затворной раме и сопровождают затвор и (или) затворную раму в их движении.
Ударниковые механизмы применяются в пулеметах СГМТ, ПК, ПКТ, ДШКМ, КПВТ и др. В этих механизмах затворная рама (затвор пулемета КПВТ) выполняет роль курка.
Рис. 33. Соединение ударника с затворной рамой в пулемете ПК:
1 – затворная рама, 2 – ударник; 3 – затвор
Так, в пулемете ПК ударник через свой выступ жестко соединен с затворной рамой (рис. 33).
В пулемете КПВТ ударник приводится в действие затвором.
Спусковые механизмы. Спусковой механизм обеспечивает управление началом и окончанием стрельбы, так как в перерыве между стрельбами он удерживает во взведенном состоянии элементы ударного механизма, а при стрельбе освобождает их.
В винтовке СВД (рис. 34), пулеметах СГМТ, КПВТ и изделии НСВ спусковой механизм скомпонован в отдельном корпусе. Такая конструкция спускового механизма обеспечивает доступ к нему при техническом обслуживании и ремонте, так как при этом отделяются не отдельные детали, а весь механизм в сборе.
Рис. 34. Ударно-спусковой механизм винтовки СВД:
1 – спусковая скоба; 2 – курок со стержнем; 3 – боевая пружина; 4 – шептало с пружиной; 5 – автоспуск;
6 – разобщитель; 7 – спусковой крючок; 8 – спусковой рычаг; 9 – спусковая пружина; 10 – предохранитель с пружиной;
11 – защелка магазина; 12 – шпилька для крепления защелки магазина и спусковой скобы; а – отверстие;
б – стойка для крепления курка и автоспуска; в – цапфа; г – боевой взвод; д – разобщающий выступ; е – взвод автоспуска
В состав спускового механизма входят спусковой крючок (у пулемета КПВТ – спусковой рычаг), шептало, пружина, разобщитель и автоспуск (в карабине СКС, в автомате и ручном пулемете Калашникова), переводчик режима огня (в пистолете АПС, автомате и ручном пулемете Калашникова).
В зависимости от конструкции оружия в состав спускового механизма могут входить и другие детали (например, корпус – в винтовке СВД, замедлитель курка – в автомате).
Спусковой крючок (спусковой рычаг) – деталь, на которую воздействует стрелок для производства выстрела.
Шептало – деталь, освобождающая ударный механизм (пистолет, автомат, карабин) или подвижную систему (пулеметы СГМТ, ПК, КПВТ и др.) при воздействии стрелка на спусковой крючок или другую спусковую деталь.
Автоспуск – деталь, автоматически освобождающая курок (автомат и ручной пулемет Калашникова) или ударник для производства выстрела при ведении непрерывной стрельбы.
Несмотря на то, что карабин СКС предназначен для ведения стрельбы одиночными выстрелами, в его спусковом механизме имеется автоспуск, удерживающий курок во взведенном состоянии до полного запирания затвора, т. е. предохраняет от производства выстрела при недокрытом затворе.
Разобщитель – деталь, временно нарушающая связь между спусковым крючком или другой спусковой деталью и шепталом для обеспечения остановки ударного механизма во взведенном положении при нажатом спусковом крючке. Разобщитель имеется только в спусковых механизмах оружия, предназначенного для одиночной стрельбы (автомат, карабин).
Достоинством электроспускового механизма является также защищенность механизма от загрязнения и механических повреждений.
Переводчик огня – деталь, при воздействии на которую изменяется вид огня (одиночный огонь на непрерывный или наоборот). В некоторых образцах оружия (автомат и ручной пулемет Калашникова) переводчик выполняет роль предохранителя, запирающего спусковой крючок.
В автоматах и ручных пулеметах Калашникова, гранатометах РПГ-2 и РПГ-7, карабине СКС и винтовке СВД спусковой и ударный механизмы конструктивно объединены и называются ударно-спусковыми механизмами.
В пистолетах также имеются объединенные механизмы, но называются они ударно-спусковыми механизмами с самовзводом, так как курок может взводиться нажатием на спусковой крючок
В пулеметах, предназначенных только для ведения непрерывного огня, спусковой и ударный механизмы выполнены раздельно.
Спусковые механизмы пулемета КПВТ и изделия НСВ расположены сверху ствольной коробки, в остальных образцах оружия спусковые механизмы расположены в нижней части ствольной коробки.
Особенностью спускового механизма КПВТ является наличие отрывного устройства, предназначенною для исключения скусывания зацепов шептала и выступов боевого взвода затвора при медленном опускании спускового рычага при прекращении стрельбы.
Электроспусковые механизмы. Электроспусковой механизм представляет собой механизм, функционирование которого связано с использованием электрической энергии.
Электроспуск предназначен для дистанционного (на расстоянии) управления работой спускового механизма пулемета.
Пулеметы с электроспусками получили название танковых пулеметов. Электроспуски отделяются от пулеметов при техническом обслуживании и ремонте.
Из пулеметов СГМТ, ПКТ и КПВТ стрельба ведется только с помощью электроспусков, поэтому они применяются только в бронеобъектах. Изделие НСВТ является универсальным, так как имеет ручной спусковой механизм и отделяемый электроспуск (рис. 35).
Применение электроспуска улучшает возможность применения пулемета. Для ручного (механического) спускового механизма время спуска составляет 0,11-0,18 с, для электромагнитного спускового механизма – 0,07-0,09 с, а для электрозапального[1] спускового механизма – 0,005-0,006 с.
Еще более наглядным является сравнение времени срабатывания ударного механизма, которое составляет для механического ударного механизма 0,006–0,01 с, а для электрозапального время срабатывания принимают равным «0».
Рис. 35. Электроспуск изделия НСВТ:
1 – крышка; 2 – якорь; 3 – фланец; 4 – прокладка; 5 – корпус; 6 – толкатель; 7 – катушка
К недостаткам электроспуска относятся сложность конструкции и более трудоемкий ремонт по сравнению с механическим спусковым механизмом.
Электроспуски пулеметов ПКТ (рис. 36) и СГМТ (рис. 37) аналогичны по устройству, многие детали этих электроспусков имеют полную взаимозаменяемость.
Отличаются эти электроспуски способом крепления к ствольной коробке: в пулемете ПКТ электроспуск крепится в вертикальных пазах затыльника, а в пулемете СГМТ – в отделяемом затыльнике.
Рис. 36. Электроспуск пулемёта ПКТ: 1 - предохранитель; 2 - спусковой рычаг; 3 - большой рычаг; 4 - якорь; 5 - катушка электромагнита; 6 - толкатель; 7 - малый рычаг |
Рис. 37. Электроспуск пулемета СГМТ: 1 – толкатель; 2 – ось малого рычага; 3 – малый рычаг; 4 – спусковой рычаг; 5 – якорь |
Несмотря на различие в устройстве электроспусков, основу конструкции любого из них составляет электромагнит, внутри которого размещается якорь с толкателем. Электрический ток к электромагниту подводится с помощью бронированного кабеля от электрооборудования боевой машины (генератор, аккумуляторы).
При прохождении тока по обмоткам электромагнита происходит взаимодействие магнитного поля с якорем, который начинает перемещаться под воздействием силы магнитного притяжения. Усилие движущегося якоря через толкатель передается на систему рычагов, обеспечивая тем самым снятие затворной рамы, затвора пулемета с боевого взвода шептала.
Наибольшая эффективность электромагнита достигается за счет минимальной величины остаточной части рабочего воздушного зазора, т. е. того зазора, который остается после втягивания якоря. Однако при чрезмерно малом зазоре вследствие остаточного магнетизма возможно залипание якоря при возвращении его в исходное положение. Одним из способов, позволяющих исключить залипание якоря, является размещение менаду якорем и упором диамагнитных прокладок, которые обеспечивают фиксированное значение остаточного зазора и предохранение от залипания сердечника с якорем при обесточивании обмотки.
[1] Электрозапальные спусковые механизмы применяются в орудиях 2A42 и некоторых гранатометах.