Руководство по учебным стрелковым приборам и наглядным пособиям

Назначение учебных стрелковых приборов и наглядных пособий


1. Применение учебных стрелковых приборов и наглядных пособий способствует лучшему усвоению учебного материала, повышает активность обучаемых, позволяет самим обучаемым и руководителю занятия (командиру, начальнику, преподавателю) видеть, каких результатов они достигли на занятии. Кроме того, при наличии соответствующих приборов руководителю занятия легче своевременно обнаружить ошибки, допускаемые обучаемыми, показать эти ошибки и добиться их устранения.

Достижение цели, поставленной на том или ином занятии, в большой степени зависит от правильного подбора предметов материального обеспечения и умелого их использования.

2. Учебные стрелковые приборы и наглядные пособия, применяемые на занятиях по огневой подготовке, можно подразделить на несколько видов.

Натуральные предметы – это боевое и учебное оружие, боеприпасы, оптические и ночные прицелы, бинокль, перископ, принадлежность к оружию и др. Натуральные предметы используются при изучении всех вопросов огневой подготовки, поэтому они являются основой материального обеспечения занятий.

Иногда с целью экономии боеприпасов при обучении стрельбе и гранатометанию применяются заменители. К ним относятся вкладные стволы, которые обычно вставляются в стволы боевого оружия, прикрепляются к ним сверху или вставляются внутрь учебных гранат, например ПУС-7. К заменителям относятся также учебно-имитационные ручные гранаты, у которых взрыв гранаты при попадании в цель или падении имитируется взрывом заряда дымного пороха, помещенного в запале.

В процессе обучения к другим видам наглядных пособий необходимо прибегать только в тех случаях, когда натуральных предметов недостаточно или они не могут дать полного представления о том или ином явлении. Так, при изучении материальной части пулемета нельзя показать работу всех его частей и механизмов при стрельбе. На действующем макете этот вопрос может быть легко разрешен, и обучаемые получат полное представление о взаимодействии частей и механизмов. Нельзя показать горение пороха в патроне при выстреле или движение пули по каналу ствола; на плакате же или с помощью кинофильма эти процессы удается воспроизвести наглядно.

Объемные наглядные пособия – это макеты оружия, отдельных его частей и механизмов, макеты приборов наблюдения и прицеливания, модели, миниатюр-полигоны и т. д. Объемные наглядные пособия используются при изучении всех разделов огневой подготовки. Макеты и модели изготавливаются различной величины и конструкции силами подразделений. Широкое распространение получили действующие макеты и модели (станки для показа взаимодействия частей ударно-спусковых механизмов оружия и гранат, управляемые по радио модели самолетов, макеты снарядов и т. п.).

Изобразительные наглядные пособия – это плакаты, панорамы, схемы, чертежи, рисунки и фотографии. Они дополняют первые два вида пособий на занятиях по всем вопросам огневой, подготовки, а иногда заменяют образцы оружия, прицелов и боеприпасов, по каким-либо причинам отсутствующие в подразделениях. Ценность этих пособий в том, что с их помощью можно показать только тот объект (пояснить тот вопрос), который в данный момент изучается, специально выделяя его из общего комплекса. Например, при изображении на доске обучаемые последовательно, по частям воспринимают изучаемый вопрос (часть оружия, какойто процесс и т. д.).

Перечисленные пособия обучаемые используют при подготовке к занятиям и для закрепления полученных знаний.

Световые наглядные пособия и приборы – это фильмоскоп, кинопроектор, эпидиа-скоп, «световой луч». Часть из них применяется как наглядные пособия для демонстрации кинофильмов, рисунков, схем и фотографий, другие используются в качестве приборов кон¬троля и самоконтроля. Например, на электрифицированных схемах, макетах или приборах, при правильных действиях обучаемых заго¬рается лампочка. На некоторых приборах устанавливается несколько лампочек, с помощью которых можно определять не только наличие, но и характер ошибок, допускаемых обучаемыми.

Приборы, применяемые для контроля и самоконтроля правильности прицеливания или производства стрельбы (выстрела или очереди),— это ортоскопы, боковые стекла, прицельные станки, стрелковые тренажеры, пантографы, укалыватели и т. п.

Большая часть этих приборов применяется на полевых занятиях и устанавливается на оружии либо ставится в определенном положении относительно оружия. Обучаемые наводят оружие в цель обычным порядком, а руководитель занятия, наблюдая через прибор или следя за результатами отметок на экране, определяет правильность прицеливания или производства стрельбы.

На занятиях, особенно полевых, широко используются электрифицированные прицельные станки, связанные с автоматическими мишенными установками. При правильном прицеливании мишень в момент нажатия на спусковой крючок скрывается. Такой эффект не только позволяет руководителю и самому обучаемому судить о точности производства стрельбы, но и значительно повышает интерес к отрабатываемому вопросу.

Кроме указанных учебных стрелковых приборов и наглядных пособий на занятиях по огневой подготовке используются боевые машины, бронетранспортеры и их макеты, рамы качания, мишенные установки для появляющихся и движущихся целей, имитаторы огня оружия противника и его инфракрасной техники, приспособления для стрельбы холостыми патронами и другие средства материального обеспечения.

3. Широко применяя на занятиях учебные стрелковые приборы и наглядные пособия, надо иметь в виду, что пользу они принесут в том случае, если будут соблюдены следующие правила.

На занятиях необходимо применять только исправные учебные стрелковые приборы и наглядные пособия и выбирать те из них, которые в наибольшей степени соответствуют отрабатываемым учебным вопросам.

Руководитель занятия должен знать устройство учебных стрелковых приборов, уметь готовить их к работе и правильно применять при обучении личного состава.

Учебные стрелковые приборы и наглядные пособия должны дополнять, а не подменять оружие и другие натуральные предметы.

Необходимо следить за тем, чтобы в наглядных пособиях основной вопрос не затемнялся второстепенными деталями. Например, не следует для демонстрации сердцевины рассеивания брать плакат, на котором кроме сердцевинных полос показаны и срединные отклонения.

Нельзя перегружать занятие наглядными пособиями, потому что при большом их количестве внимание обучаемых рассеивается и пособия вместо пользы могут принести вред. С помощью наглядных пособий надо показывать только то, что невозможно или трудно показать на реальных предметах. Характер и количество наглядных пособий определяются в зависимости от содержания изучаемого материала, категории обучаемых, методического опыта руководителя, учебного времени и организации занятий.

Если имеется возможность выбора, надо отдавать предпочтение тем наглядным пособиям, которые при усвоении учебного материала обеспечивают участие большинства органов чувств обучаемых и работа на которых, наиболее близка к работе с реальными предметами. Так, взаимодействие частей и механизмов при стрельбе целесообразнее изучать на станке для показа их работы или на разрезном оружии, чем на плакате.

Перед использованием учебного стрелкового прибора или наглядного пособия следует указать обучаемым его назначение. Это повышает их активность и способствует более глубокому усвоению материала. Прочное усвоение отрабатываемых вопросов обеспечивается также практической работой обучаемых с пособиями.

Учебные стрелковые приборы и наглядные пособия на занятии нужно применять и демонстрировать по мере надобности, а в остальное время они должны быть скрыты от обучаемых. Для этого рекомендуется плакаты и схемы либо вывешивать в ходе занятия, либо перед занятием повесить их обратной стороной к обучаемым и поворачивать по мере надобности, а приборы и макеты хранить в шкафах или под демонстрационным столом.

Руководителю при показе следует занимать такое положение, чтобы показываемые предметы материального обеспечения занятий были видны всем обучаемым. Для этого необходимо, чтобы эти предметы были соответствующих размеров, заранее выбрать и подготовить место и определить наиболее выгодное размещение обучаемых.