Руководство по учебным стрелковым приборам и наглядным пособиям

Приборы и наглядые пособия, применяемые при изучении материальной части оружия и боеприпасов


4. Оружие изучается, как правило, на учебных образцах. Обучение разборке и сборке на боевом оружии допускается лишь в исключительных случаях и с соблюдением особой осторожности в обращении с частями и механизмами. Применяется также разрезное оружие, позволяющее видеть работу всех частей и механизмов. Кроме разрезного оружия широко ис-пользуются действующие модели образцов оружия, макеты отдельных механизмов, станки для показа работы частей и механизмов, различные монтажи оружия и плакаты, в том числе электрифицированные.

5. К занятиям по изучению правил осмотра оружия и причин нарушения нормальной его работы рекомендуется подготовить комплекты неисправных частей оружия (выбракованные стволы, затворы, курки, ударники с поломанными бойками, спусковые крючки с изношенными шепталами и др.), неисправные патроны (с помятой гильзой, с глубоко утопленным капсюлем и др.) и магазины (ленты).

6. При изучении боеприпасов применяются учебные и разрезные патроны, элементы выстрелов (к РПГ-7 и к другим образцам оружия), ручные осколочные и противотанковые гранаты, макеты их отдельных механизмов и плакаты.


Учебное оружие

7. Учебное оружие является основным пособием на всех занятиях по материальной части. На учебном оружии изучаются его устройство, разборка, сборка и осмотр в собранном и разобранном виде.

В качестве учебного оружия используются выбракованные образцы боевого оружия. Для отличия от боевого оружия деревянные части учебного оружия окрашиваются в черный цвет. Стенки стволов просверливаются в середине патронника. У пулеметов, автоматов и пистолетов на верхней части ствольной коробки набиваются буквы «Уч».


Разрезное оружие

8. Разрезное оружие применяется для изучения устройства его частей и механизмов, а также причин нарушения их нормальной работы. Оно позволяет руководителю показать обучаемым работу тех частей и механизмов, которые скрыты в боевом оружии. Однако разрезное оружие имеет и один существенный недостаток: на некоторых частях его для того, чтобы можно было раскрыть другие (внутренние) части, сделаны вспомогательные вырезы, искажающие представление об истинном устройстве оружия. Поэтому разрезное оружие следует применять лишь тогда, когда обучаемые достаточно привыкнут к наружному виду боевого оружия и его частей.


Монтажи образцов оружия

9. При изучении материальной части оружия в подразделениях широко используются различные монтажи.

Каждый монтаж (рис. 1) представляет собой щит, на котором закреплены детали учебного (разрезного) оружия, боеприпасов или приборов. При изучении соответствующего вида оружия руководитель занятия приводит его тактико-технические данные, называет и показывает на монтаже части и механизмы, указывает их назначение.


Плакаты

10. При изучении материальной части оружия, боеприпасов, приборов наблюдения и прицеливания используются различные плакаты, в том числе электрифицированные. Они применяются главным образом для изучения таких частей, которые трудно или невозможно показать на оружии, боеприпасах, приборах наблюдения и прицеливания, а также с помощью других наглядных пособий.

Рис. 1. Монтаж автомата Калашникова:

Рис. 1. Монтаж автомата Калашникова:

1 – крышка ствольной коробки; 2 – соединительная муфта; 3 – ствольная накладка; 4 – возвратная пружина; 5 – муфта; 6 – направляющий стержень;

7 – направляющая трубка; 8 – мушка; 9 – полозок; 10 – газовая трубка; 11 – прицельная план¬ка; 12 – пружина прицельной планки; 13 – хомутик;

14 – затворная рама; 15 – выбрасыватель; 16 – ударник; 17 – затвор; 18 – муфта ствола; 19 – ствол; 20 – ствольная коробка; 21 – приклад; 22 – затыльник;

23 – соединительная накладка; 24 – цевье; 25 – крышка магазина; 26 – пружина магазина; 27 – корпус магазина; 28 – пистолетная рукоятка; 29 – антабка;

30 – пружина приклада; 31 – ось ударноспускового механизма; 32 – шептало одиночного огня; 33 – пружина шептала; 34 – спусковой крючок; 35 – автоспуск;

36 – пружина авто-спуска; 37 – курок; 38 – боевая пружина; 39 – шомпол; 40 – масленка; 41 – ершик; 42 – протирка; 43 – отвертка; 44 – корпус пенала;

45 – крышка пенала; 46 – защелка магазина; 47 – 7,62-мм патрон обр. 1943 г. с обыкновенной пулей; 48 – 7,62-мм патрон обр. 1943 г. с трассирующей пулей;

49 – 7,62-мм патрон обр. 1943 г. с бронебойно-зажигательной пулей; 50 – учебный патрон; 51 – холостой патрон

Каждая часть автомата (пулемета, гранатомета и др.) на плакате занумерована и имеет выводные контакты.

Перед использованием плаката руководитель занятия должен проверить его исправность. Для этого надо включить вилку в розетку понижающей сети и замкнуть штырь контактной ручки с однополюсной вилкой; при этом должна загореться лампочка в верхнем правом углу плаката.

На занятии руководитель вставляет однополюсную вилку в гнездо с названием какойлибо части (например, затвора) и предлагает обучаемому найти указанную часть на плакате. Обучаемый, найдя часть на плакате, берёт контактный указатель и соединяет его с контактным выводом данной части (металлической кнопкой). При правильном показе загорается контрольная лампочка, расположенная в верхнем правом углу плаката; при неправильном показе лампочка не загорается.

Рис. 2. Электрифицированный плакат автомата Калашникова

Рис. 2. Электрифицированный плакат автомата Калашникова


Рис. 3. Принципиальная схема электрифицированных плакатов

Рис. 3. Принципиальная схема электрифицированных плакатов