Руководство по учебным стрелковым приборам и наглядным пособиям

Приборы и наглядные пособия, применяемые при изучении основ стрельбы


36. Одной из особенностей изучения основ стрельбы является внешне отвлеченный характер учебного материала. Предметом изучения часто бывают вопросы и понятия, которые нельзя не только осязать, но и видеть. Таковы, например, понятия «явление выстрела», «реактивная сила», «периоды выстрела», «начальная скорость», «угол вылета», «угол встречи», «снос траектории», «вероятность попадания». Поэтому особое значение приобретают наглядность обучения, обеспечение занятий различными учебными приборами, пособиями, макетами, умение готовить и проводить демонстрацию некоторых опытов, а также изготовлять отдельные приборы и пособия.

37. На занятиях по основам стрельбы широко применяются плакаты. К ним относятся: «Измерение углов», «Явление выстрела», «Элементы траектории», «Полет пули (гранаты) в воздухе», «Форма траектории», «Рассеивание пуль при стрельбе», «Вероятность попадания», «Меткость стрельбы», «Действительность стрельбы» и др.

Кроме плакатов используются различные приборы, схемы, чертежи, рисунки, а также кинофильмы и диафильмы. Последние позволяют демонстрировать на экране различные процессы и явления, которые нельзя проследить и показать с помощью других учебных пособий. Например, с помощью кинофильмов удается воспроизвести процессы, протекающие в канале ствола в момент выстрела, полет пули (снаряда) в воздухе и т. д. При этом действия демонстрируются в движении, в той последовательности, в какой они протекают в действительности.

Специальные способы киносъемки позволяют наблюдать процессы, протекающие в исключительно короткое время (десятые, сотые и тысячные доли секунды). Так, вылет пули из канала ствола, не наблюдаемый в обычных условиях, может быть подвергнут тщательному анализу при просмотре кинокадров на экране.

В учебных кинофильмах часто даются снимки, сделанные не с натуры, а с рисунка (мультипликация). Мультипликацию можно сравнить со схематическим рисунком, исполненным мелом на классной доске, но в кинофильме эти рисунки «оживают» и обучаемые могут наблюдать, например, движение отдельных частей и механизмов.

При подготовке к проведению занятия руководитель просматривает соответствующий кинофильм (диафильм), знакомясь с его содержанием. При этом он определяет, когда и какие кадры кинофильма (диафильма) следует демонстрировать, согласуй их показ с использованием других наглядных пособий или оружия.


Приборы и наглядные пособия, применяемые при изучении внутренней баллистики

38. Из внутренней баллистики изучаются вопросы, которые необходимы для сознательного усвоения материальной части оружия, правил его сбережения, хранения и осмотра, а также при обучении приемам и правилам стрельбы. Такими вопросами являются: виды взрывчатых веществ; явление выстрела и действие пороховых газов на пулю (гранату) и ствол оружия; отдача и образование угла вылета.

39. Сведения о взрывчатых веществах (главным образом о порохах) в зависимости от категории обучаемых (например, курсанты или солдаты) изучаются либо как самостоятельный учебный вопрос, либо как краткое введение перед изучением темы «Явление выстрела». При этом могут использоваться следующие наглядные пособия: макеты зерен пороха различных марок и форм; макеты шашек основных дробящих взрывчатых веществ (ВВ); плакат (рисунок) капсюля; гранаты с пороховыми зарядами к ручному противотанковому гранатомету и разрезные патроны стрелкового оружия. Кроме того, для демонстрации горения на воздухе могут применяться небольшие количества порохов (дымного, пироксилинового, нитроглицеринового).

40. В практике изучения явления выстрела нашли применение плакаты и электрифицированные макеты для демонстрации изменения давления пороховых газов и скорости движения пули в стволе.

Обучаемые, убедившись, какое при выстреле создается высокое давление и какой большой величины достигает температура образующихся газов, легче поймут причины износа стволов и осознают важность правильной и своевременной чистки их после стрельбы, опасность нахождения в стволе какогонибудь постороннего предмета (пакли, ветоши и т. д.), приводящего к резкому скачку давления внутри канала ствола и, в конечном счете, к раздутию или разрыву ствола. Эти объяснения сопровождаются демонстрацией выбракованных стволов с различными неисправностями — сеткой разгара, раковинами, стертостью полей нарезов, округлением углов полей нарезов, раздутием или разрывом (часть стволов желательно иметь разрезных) и увязываются с мерами предотвращения таких случаев.

41. К приборам, применяемым при изучении внутренней баллистики, могут быть отнесены приборы «Явление выстрела», «Реактивный снаряд (граната)», «Масса и скорость» и ряд других, изготовляемых в войсках и учебных заведениях.


Прибор «Явление выстрела»

42. Прибор «Явление выстрела» (рис. 26) служит для демонстрации характера изменения давления пороховых газов и скорости движения пули (снаряда) в стволе оружия.

Прибор собран в ящике, передняя стенка которого застеклена и покрыта калькой. Под калькой сделаны щели по форме кривых давления пороховых газов в канале ствола при выстреле и скорости движения пули (снаряда); при включении тумблеров щели освещаются. На передней стенке имеются три сменные шкалы: пути движения пули (снаряда), скорости движения пули (снаряда) и давления пороховых газов в канале ствола.

На занятиях с помощью прибора можно показать периоды выстрела, изменение его характеристик, кривые давления пороховых газов и скорости движения пули (снаряда). Это достигается последовательным или одновременным включением электроламп внутри прибора, перемещением шторки и поворотом барабанов. Поставив шкалы для определенного вида оружия, руководитель включает лампы и начинает перемещать по ходу движения пули (снаряда) шторку. Вместе со шторкой начинает движение пуля (снаряд), и появляется цветное изображение пройденного пути, изменения давления и скорости.

Рис. 26. Прибор «Явление выстрела»: Рис. 26. Прибор «Явление выстрела»:

Рис. 26. Прибор «Явление выстрела»:

а – общий вид: 1 – ящик; 2 – калька; 3 – кривая скорости движения пули (снаряда); 4 – кривая давления пороховых газов; 5 и 6 – барабаны со шкалами:

7 – гильза; 8 – ствол; 9 – прорезь для движения ручки пули (снаряда); 10 – пуля (снаряд); 11 – электропровод;

б – внутреннее устройство: 1 – лампы красного цвета; 2 – крепление шторки к тросикам; 3 – лампы синего цвета; 4 – шторка; 5 и 9 – верхний и нижний тросики;

6 – валик; 7 – вращающийся стержень; 8 – электропроводка; 10 – прорезь для движения ручки пули (снаряда); 11 – желоба


В конце каждого периода выстрела целесообразно остановить движение шторки и обратить внимание обучаемых на конечные характеристики данного периода.

Прибор используется не только для демонстрации на занятиях, но и для закрепления полученных знаний, в том числе и в часы самоподготовки обучаемых.


Прибор «Реактивный снаряд (граната)»

43. Прибор «Реактивный снаряд (граната)» (рис. 27) предназначен для объяснения природы реактивной силы и особенностей полета реактивного снаряда (гранаты) в воздухе.

Рис. 27. Прибор «Реактивный снаряд (граната)»:

Рис. 27. Прибор «Реактивный снаряд (граната)»:

а – пусковая установка; б – снаряд (граната); 1 – основание; 2 – проволочные упоры; 3 – направляющие стержни;

4 – головная часть; 5 – проволочные петли; 6 – полоска пороха; 7 – стабилизатор; 8 – цилиндрическая часть


Прибор состоит из пусковой установки и снаряда. Пусковая установка имеет деревянное основание, направляющие стержни и проволочные упоры. Снаряд (граната) склеивается из плотной бумаги, навертываемой на круглый карандаш, к его корпусу приклеиваются конусообразная головная часть и четыре крыла стабилизатора. В средней части к корпусу прикрепляются проволочные петли для придания направления движения снаряда (гранаты).

Для подготовки прибора к занятию снаряд (граната) начиняется зарядом из смеси (по 50%) черного дымного пороха и мелко нарезанного ножницами пироксилинового ленточного пороха от дополнительных кольцевых зарядов минометов. Заряд засыпают в бумажную трубочку, из тонкого конца которой оставляют торчащими наружу 2-3 узкие полоски пироксилинового пороха для зажжения, и вставляют в снаряд (гранату). Часть трубочки с зарядом, имеющая больший диаметр, должна плотно входить внутрь снаряда. При длине снаряда (гранаты) 12 см длина трубочки заряда 7-8 см.

Для демонстрации полета снаряды (гранаты) подвешивают проволочными петлями к направляющим стержня в 8-10 см от основания прибора. Спичкой зажигают полоски пороха заряда, от которых загорается «заряд двигателя», и снаряд (граната) летит под действием возникающей реактивной силы. Хорошо склеенные снаряды (гранаты) летят на десятки метров и могут применяться многократно.

Меняя диаметр и форму сопла снаряда (гранаты), а также количество пороха в заряде, руководитель может объяснить, что дальность и скорость полета реактивного снаряда (гранаты) зависят от количества образующихся при горении и скорости истекающих газов и от плотности среды, в которой летит реактивный снаряд (граната).


Прибор «Масса и скорость»

44. Прибор «Масса и скорость» (рис. 28) предназначен для показа явления отдачи при выстреле и ее зависимости от различных причин.

Прибор имеет основание с двумя стойками, к которым крепится направляющая. К направляющей подвешиваются на роликах две тележки, на которые накладывается груз различной массы. Между тележками находится пружина, предварительно сжатая с помощью нити.

Рис. 28. Прибор «Масса и скорость»:

Рис. 28. Прибор «Масса и скорость»:

1 – основание; 2 и 4 – тележки; 3 – нить; 5 – направляющая; 6 – пружина


Перед опытом обучаемым рассказывается сущность явления отдачи и ставится вопрос:

С какой скоростью будут двигаться тележки с разными по массе грузами, если разорвать между ними нить. Затем руководитель разрывает нить, удерживающую пружину в сжатом состоянии, и тележки расходятся в разные стороны с различными скоростями. Опыт проделывается несколько раз, при этом изменяется масса груза на тележках. Делается вывод о том, что скорости, сообщаемые двум телам одной и той же силой, обратно пропорциональны их массе.


Приборы и наглядные пособия, применяемые при изучении внешней баллистики

45. Основной задачей внешней баллистики является изучение свойств и закономерностей полета пули (гранаты) в воздухе. Внешняя баллистика дает отправные данные для составления таблиц стрельбы, расчета шкал прицелов оружия и выработки правил стрельбы. Кроме того, выводы внешней баллистики о характере полета пули (гранаты) в воздухе широко используются при выборе прицела и точки прицеливания в зависимости от дальности до цели, направления и скорости ветра, температуры воздуха и других условий, а также при организации системы огня командирами подразделений.

46. При изучении вопросов внешней баллистики широко применяются макеты, плакаты, схемы, чертежи и приборы, с помощью которых объясняются явления, связанные с полетом пули (гранаты) в воздухе. К основным приборам, применяемым на занятиях по изучению вопросов внешней баллистики, относятся: «Гироскоп-снаряд», «Траектория», «Аэродинамическая труба», «Рассеивание пуль (гранат)», «Прямой выстрел» и др.


Прибор «Гироскоп-снаряд»

47. Прибор «Гироскоп-снаряд» (рис. 29) применяется для показа устойчивости в полете вращающегося снаряда (пули).

Рис. 29. Прибор «Гироскоп-снаряд»:

Рис. 29. Прибор «Гироскоп-снаряд»:

1 – стержень; 2 – головка; 3 – электропровод; 4 – дно; 5 – полуось; 6 – рамка; 7 – маховик; 8 – отверстие; 9 – задняя опора маховика; 10 – подшипник


Гироскоп-снаряд изготовляется из листового железа. Внутри прибора, имеющего форму снаряда, помещается электромотор (например, от швейной машины), вращающий маховик. Снаряд с помощью рамки и поворачивающегося стержня подвешивается к стойке.

При демонстрации прибора руководитель вначале показывает снаряд с невращающимся маховиком. В этом случае снаряд при внешнем воздействии на него может принимать самые различные положения (кувыркаться, опрокидываться, вращаться вокруг стержня). Затем включается электромотор. При включении электромотора начинает вращаться маховик и снаряд приобретает устойчивость. Руководитель воздействует на снаряд, стараясь его повернуть, но снаряд не изменяет своего положения – он как бы сопротивляется прикладываемым к нему силам, стремясь сохра¬нить первоначальное положение. Этот эффект называется гироскопической устойчивостью. Обучаемые подводятся к выводу, что для устойчивости полета снаряда в воздухе необходимо придавать ему вращательное движение.

Прибор используется также при объяснении природы деривации и прецессии. Для этого ось вращающегося по ходу часовой стрелки снаряда ставят под небольшим углом к горизонту и к головной его части снизу прикладывают небольшое усилие, например, слегка нажимая на него острием карандаша. В результате этого головная часть снаряда начинает совершать коническое движение, снаряд вместе с рамой поворачивается (отклоняется) вправо. Это явление можно продемонстрировать и без непосредственного механического воздействия на снаряд, если на головную часть направить сильный поток воздуха с помощью комнатного вентилятора.


Прибор «Аэродинамическая труба»

48. Прибор «Аэродинамическая труба» (рис. 30) служит для показа зависимости силы сопротивления воздуха от формы, калибра и скорости движения пули (снаряда).

Рис. 30. Прибор «Аэродинамическая труба»:

Рис. 30. Прибор «Аэродинамическая труба»:

1 – электромотор с крыльчаткой; 2 – корпус трубы; 3 – окно; 4 – стойки; 5 – стрелка-указатель; 6 – шкала; 7 – стержень; 8 – набор макетов пуль (снарядов)


Прибор состоит из корпуса трубы, электромотора с крыльчаткой, окна, стержня для подвески пули (снаряда), стоек, стрелкиуказателя, шкалы, набора макетов пуль (снарядов) различной формы и различного поперечного сечения.

Для демонстрации прибора на стержень подвешивают поочередно макеты пуль (снарядов) различной формы и включают электромотор (вентилятор). В трубе создается сильный поток воздуха, перемещающий пулю (снаряд). Величина пути смещения пули (снаряда) отмечается на шкале стрелкой-указателем. Показания прибора позволяют сравнивать силу сопротивления воздуха пулям (снарядам) одного сечения, но различной формы и определить по наименьшему отклонению стрелки пулю (снаряд) наиболее выгодной формы.


Прибор «Траектория»

49. Прибор «Траектория» (рис. 31) применяется при изучении элементов траектории и ее свойств.

Прибор состоит из основания, подвижного щита со снопом траекторий, щита местности со шкалой дальности, набора целей и тросов с противовесами.

Основанием прибора служит фанерный щит, окаймленный по краям планками. На щите основания укреплены направляющие рейки с пазами для вертикального перемещения по ним щита местности, планки с отверстиями для фиксации положения щита местности, коробки, в которых двигаются тросы с противовесами, ролики для тросов щита местности и подвижного щита, шкала углов места цели в тысячных, шкалы в сантиметрах на коробках для отмечания положения щита местности по высоте. Кроме того, на щите основания имеются отверстие для оси подвижного щита и секторный вырез для болта с барашком, которым подвижный щит закрепляется в определенном положении.

Рис. 31. Прибор «Траектория» (размеры даны в миллиметрах):

Рис. 31. Прибор «Траектория» (размеры даны в миллиметрах):

а – вид спереди: 1 – основание; 2 – подвижный щит; 3 – щит местности; 4 – шкалы 6 – вид сзади: 1 — направляющие рейки;

2 — планки с отверстиями для фиксаторов; 3 — коробки для противовесов; 4 — ролики для тросов щита местности;

5 — отверстие для оси подвижного щита; 8 — ролики для троса подвижного щита; 7 — секторный вырез; 8 — шкала углов песта цели


Подвижный щит левым нижним углом надевается на болт. Правая часть щита уравновешивается грузом, подвешенным на тросе, который проходит через ролики в правом верхнем углу основания. К подвижному щиту прикрепляется нарисованный на плотной бумаге сноп траекторий. Таких снопов траекторий желательно иметь несколько (через каждые 200—300 м, начиная с дальности стрельбы 300 м).

К щиту местности прикрепляются шкала дальности, размеченная через 100 м, и фиксаторы щита. На обратной стороне имеются полозки для перемещения по ним щита местно¬сти, а по концам — скобы для присоединения к щиту тросов с уравновешивающими грузами. При нанесении углов скатов на рельеф местности надо их увеличивать в 4 раза, если масштаб превышений траекторий над линией прицеливания крупнее масштаба дальности в 4 раза.

Горизонт оружия, линия прицеливания и другие линии обозначаются цветными шнурами. За линию прицеливания принимается линия, проходящая через ось вращения подвижного щита и выбранную точку прицеливания. Если точка прицеливания выбрана на горизонте оружия и дальность до нее соответствует целым сотням метров, то на противополож-ном конце этой линии можно нанести установки прицела (шкалу прицелов).

На занятиях этот прибор может быть использован не только для показа элементов траектории и поражаемого пространства (которые без всяких вычислений находят на щите местности), но и для определения глубины поражаемой зоны, превышения средней траектории над линией прицеливания и пределов рассеивания в глубину.


Прибор «Поражаемое пространство»

50. Прибор «Поражаемое пространство» (рис. 32) служит для наглядной демонстрации элементов траектории, поражаемого пространства и его зависимости от различных факторов.

Прибор смонтирован на фанерном щите размером 120X85 см. На щите выписаны формулы для определения угла встречи и поражаемого пространства. К щиту неподвижно прикрепляются две планки. В левой планке через 4 см просверлены отверстия для макета оружия с линией возвышения. Макет оружия изготовляется из фанеры или жести. Помещая макет оружия в различные отверстия, придают ему определенные углы возвышения и превышения (или понижения) цели относительно горизонта оружия. Расстояние между двумя соседними отверстиями можно принять за 10 м высоты местности. Через эти отверстия проводятся горизонтальные линии, пересечение которых с правой и левой планками обозначено цифрами (10, 20 и т. д.) – вверх и вниз от линии горизонта оружия (цели), принятой за нулевое положение.

Рис. 32. Прибор «Поражаемое пространство»:

Рис. 32. Прибор «Поражаемое пространство»:

1 — левая планка; 2 — макет оружия; 3 — рельефная планка; 4 — шкала; 5 — правая планка


На линии горизонта оружия (цели) вращается рельефная планка; ее наклон к горизонту определяется по дугообразной шкале. Траектория, линия прицеливания и касательная к траектории в точке падения изготовляются из сталистой проволоки.

Для большей наглядности все детали прибора окрашиваются в различные цвета. Проволока, обозначающая траекторию, в точке вылета прикрепляется к макету оружия, а в точке падения скрепляется с касательной к траектории в точке падения; траектория размещается в рельефной планке так, чтобы она могла перемещаться вдоль этой планки при изменении угла ската и превышения (или понижения) цели относительно горизонта оружия. В рельефной планке сделан паз для перемещения по нему различных целей.

На занятиях по изучению основ стрельбы, используя данный учебный прибор, можно показать все элементы траектории (точки вылета, падения, прицеливания; линии прицеливания, возвышения, падения; углы прицелив¬ния, падения, встречи, ската, места цели и т. д.); поражаемое пространство на наклонной местности, его зависимость от углов падения, ската и места цели; дальность прямого выстрела и др. С помощью этого прибора можно показать углы, из которых слагается угол встречи, и определить его величину.

Пример использования прибора. Дальность стрельбы 600 м; цель — бегущая фигура — перемещается по встречному скату крутизной 15°; цель находится выше горизонта оружия (ручного пулемета Калашникова) на 20 м. Необходимо показать и определить величину поражаемого пространства на наклонной местности.

Для решения этого вопроса обучаемый устанавливает макет оружия в нулевое положение, т. е. в отверстие против горизонта оружия (цели), а указатель рельефной планки — в положение, показывающее, что угол ската равен 15°; вставляет в паз рельефной планки цель и перемещает ее по планке от точки падения вниз до тех пор, пока траектория не будет подниматься выше цели. Расстояние, на которое была перемещена цель, и будет поражаемым пространством на наклонной местности.

Затем, взяв из таблицы, помещенной на щите прибора, угол падения, определив угол места цели и угол ската в тысячных, обучаемый получит угол встречи, равный 235 тысячным. Подставляя величину этого угла в формулу он находит поражаемое пространство на наклонной местности, которое в нашем примере составляет около 6 м.


Прибор «Прямой выстрел»

51. Прибор «Прямой выстрел» (рис. 33) служит для показа дальности прямого выстрела и его зависимости от высоты траектории и высоты цели.

Рис. 33. Прибор «Прямой выстрел»:

Рис. 33. Прибор «Прямой выстрел»:

1 — траектория; 2 — уменьшенная мишень; 3 — движок; 4 — основание


Прибор состоит из деревянного основания, проволочной траектории с указателями угла возвышения, угла падения, дальностей до цели и высоты траектории над линией прицеливания и движка со сменной уменьшенной мишенью.

Прибор применяется при изучении следующих вопросов: понятие о дальности прямого выстрела; зависимость дальности прямого выстрела от настильности траектории (углов возвышения и падения) и от высоты цели; практическое значение прямого выстрела; поражаемое пространство; превышение траектории над линией прицеливания; высота траектории.

Применение прибора на занятиях обеспечивает лучшее усвоение вопросов и понятий, связанных с пространственными представлениями.

Перед демонстрацией прибора руководитель устанавливает в движке цель. Затем перемещает движок с целью и обращает внимание обучаемых на то, что данная цель поражается на всем протяжении траектории; это и есть прямой выстрел. Затем, пользуясь прибором, объясняет зависимость дальности прямого выстрела от настильности траектории и высоты цели.


Прибор «Зенитчик»

52. Прибор «Зенитчик» (рис. 34) применяется для показа элементов наводки при стрельбе по воздушным целям.

Рис. 34. Прибор «Зенитчик»

Рис. 34. Прибор «Зенитчик»


Прибор имеет основание, проволочный каркас, заднюю стенку (на одной стороне которой нарисована панорама и даны буквенные обозначения, на другой — опознавательные знаки самолетов), треугольники с буквенными обозначениями и надписями («Плоскость цели», «Баллистический треугольник», «Линейное упреждение» и т. д.) и макет самолета.

Прибор может быть использован в классе и на полевых занятиях. С его помощью показываются текущая точка, точка выстрела, упрежденная точка, плоскость цели, плоскость курса цели, картинная плоскость, курсовой угол цели, курсовой угол в наклонной плоскости, угол пикирования, азимут (зенитный), линейное упреждение, курсовой параметр, наклонная дальность, упрежденная дальность, ракурс цели, угловое упреждение, угол места цели, угол прицеливания, учредительный и баллистический треугольники, опознавательные знаки самолетов. Прибор также облегчает изучение терминологии, применяемой при стрельбе по воздушным целям.

Рис. 35. Полуокружность для определения плоской поражаемой зоны обстрела:

Рис. 35. Полуокружность для определения плоской поражаемой зоны обстрела:

1 — подвижная хорда; 2 — картонный круг


Для определения плоской поражаемой зоны обстрела и времени нахождения цели в этой зоне применяется полуокружность (рис. 35) с подвижной хордой и картонным кругом. Одна сторона круга разбита на 360° (через 15°), на другой стороне в виде таблицы указаны ракурсы целей и отвечающие им значения курсового угла. Величина плоской поражаемой зоны обстрела определяется исходя из высоты полета цели, ее скорости, курсового угла и курсового параметра.

Используя прибор, руководитель берется за острый конец хорды и ставит ее под различными углами, на различной высоте и удалении от «огневой позиции», показывая, как изменяется при этом плоская поражаемая зона.


Приборы для демонстрации закона рассеивания пуль (гранат)


Прибор «Рассеивание пуль (гранат)»

53. Прибор «Рассеивание пуль (гранат)» (рис. 36) служит для показа элементов рассеивания и его закономерностей, а также для объяснения сущности определения вероятности попадания в ту или иную цель.

Прибор состоит из щита с нанесенными на нем 100 пробоинами, расположенными в соответствии с законом рассеивания. Площадь рассеивания на щите ограничена эллипсом. По сторонам эллипса расположены стержни, отмечающие срединные отклонения (по восемь в каждом направлении) и сердцевинные полосы (по три в каждом направлении).

Во время проведения занятия для показа закона рассеивания и его численного выражения на стержни натягиваются резинки (шнуры), окрашенные в разные цвета. Руководитель занятия, пользуясь шнурами, показывает обучаемым площадь рассеивания, оси рассеивания, центр рассеивания, срединные отклонения, сердцевинные полосы, шкалу рассеивания, соотношение между срединными отклонениями и сердцевинной полосой, процентное выражение попаданий в каждую полосу или отдельный участок эллипса рассеивания.

Рис. 36. Прибор «Рассеивание пуль (гранат)»:

Рис. 36. Прибор «Рассеивание пуль (гранат)»:

а — общий вид; б — определение вероятности попадания


При объяснении сущности определения вероятности попадания необходимо подготовить набор мишеней (головная, грудная, поясная, бегущая и др.). Размеры мишеней должны быть взяты в масштабе величин срединных отклонений. Для показа определения вероятности попадания цель, изготовленную из прозрачного материала (плексигласа), накладывают на определенное (согласно заданному положению средней точки попадания относительно центра цели) место эллипса рассеивания. Затем подсчитывается количество попаданий в цель. Так как всех пробоин 100, то количество попаданий будет соответствовать вероятности попадания, выраженной в процентах.


Прибор «Шкала рассеивания»

54. Прибор «Шкала рассеивания» (рис. 37) служит для демонстрации численного значения рассеивания пуль (гранат) в полосах, равных одному срединному отклонению.

Прибор представляет собой ящик с расположенными внутри него в шахматном порядке иглами. Сверху у ящика имеется воронка для опускания дробинок, снизу — выдвижной ящик с восемью отсеками, обозначающими срединные отклонения.

Для демонстрации численного значения рассеивания пуль (гранат) в полосах, равных одному срединному отклонению, руководитель опускает через воронку дробинки (по одной – чтобы обозначить огонь одиночными выстрелами, по 2-3 — огонь очередями). Всего опущенных дробинок должно быть не менее 100. Затем выдвигается ящик с отсеками и подсчитываются дробинки в отсеках: в средних будет примерно по 25% дробинок, в следующих – по 16% (с одной и другой стороны), затем по 7% и по 2%. На основании этого делается вывод о распределении пробоин (точек встречи) в полосах, равных срединному отклонению.

Рис. 37. Прибор «Шкала рассеивания»:

Рис. 37. Прибор «Шкала рассеивания»:

1 — ящик; 2 — иглы; 3 — воронка; 4 — отсеки; 5 — выдвижной ящик


Прибор «Рассеивание на площади»

55. Прибор «Рассеивание на площади» (рис. 38) предназначен для показа распределения точек встреч (падения) на площади.

Рис. 38. Прибор «Рассеивание на площади»:

Рис. 38. Прибор «Рассеивание на площади»:

1 — ящик; 2 — воронка; 3 — выдвижной ящик; 4 — решетки


Прибор представляет собой стеклянный ящик конусообразной формы с сужением кверху, заканчивающийся воронкой. В середине ящика размещено 15 решеток. Внизу, под решетками, расположен выдвижной ящик с песком, а поверх него — выполненная из приволоки модель шкалы рассеивания.

Для демонстрации распределения точек встреч (падения) на площади руководитель опускает через воронку дробинки (по одной – чтобы обозначить огонь одиночными выстрелами, по 2-3 — огонь очередями). Дробинки, проходя через решетки, падают на модель шкалы рассеивания. Руководитель вынимает выдвижной ящик и показывает обучаемым распределение дробинок на площади рассеивания. При большом количестве опущенных дробинок (100 и более) они будут расположены на площади в соответствии с законом рассеивания.