5,45 мм автомат Калашникова АК-12


Техническое обслуживание


Техническое обслуживание автомата

Автомат в целях поддержания его в боеспособном состоянии, предупреждения задержек и своевременного обнаружения и устранения выявленных неисправностей подвергается техническому обслуживанию.

Техническое обслуживание состоит из следующих видов:

а) контрольный осмотр (КО);

б) ежедневное техническое обслуживание (ЕТО);

в) техническое обслуживание при длительном хранении:

1) техническое обслуживание №1 (ТО-1);

2) техническое обслуживание №2 (ТО-2).

1. Контрольный осмотр автомата проводится для подготовки автомата к использованию и включает оценку его исправности, состояния по чистоте, смазке, осуществляемую наружным осмотром и проверкой функционирования.

Контрольный осмотр и проверка технического состояния проводится личным составом, за которым закреплены автоматы, ежедневно и, кроме того, перед заступлением в наряд, перед выходом на занятия, во время чистки. В боевой обстановке — периодически в течение суток и перед выполнением боевой задачи.

При контрольном осмотре следует убедиться в наличии всех частей автомата, проверить, что на металлических частях нет ржавчины, грязи, забоин, погнутостей, скрошенности металла, на пластмассовых частях — трещин и сколов, которые могут вызвать нарушение нормальной работы механизмов автомата.

При контрольном осмотре и проверке технического состояния следует проверить:

— правильность работы частей и механизмов. Для этого следует отстегнуть магазин, снять автомат с предохранителя и поставить переводчик в положение «АВ» (автоматическая стрельба), отвести затворную раму за рукоятку назад до упора и отпустить ее, при этом затворная рама должна энергично возвратиться в переднее положение, вновь отвести затворную раму за рукоятку назад, нажать на спусковой крючок и, придерживая затворную раму за рукоятку, медленно отпустить ее, при подходе затворной рамы в крайнее переднее положение должен быть слышен щелчок — удар курка по ударнику. Поставить переводчик в положение «ОД» (одиночная стрельба), нажать на спусковой крючок, оттянуть затворную раму за рукоятку назад до упора и, не отпуская спускового крючка, отпустить затворную раму. Отпустить спусковой крючок, при этом должен быть слышен щелчок — курок, вышедший из зацепления с шепталом, становится на боевой взвод, после этого поставить автомат на предохранитель и нажать на спусковой крючок, хвостовик спускового крючка не должен отходить назад, а курок должен оставаться на боевом взводе, снять автомат с предохранителя и нажать на спусковой крючок, при этом должен быть слышен удар курка по ударнику;

— перестановку переводчика — надежно ли он удерживается в установленных положениях;

— подачу патронов в патронник, извлечение и отражение гильз. Снарядить магазин учебными патронами и присоединить его к автомату, не нажимая на защелку магазина, усилием руки попытаться отделить магазин — магазин должен свободно входить в окно ствольной коробки и надежно удерживаться защелкой. Перезарядить автомат несколько раз, при этом учебные патроны должны без задержки досылаться из магазина в патронник и энергично выбрасываться из ствольной коробки наружу;

— ствол. Особое внимание обращать на состояние канала ствола. Канал ствола осматривается с дульной части. Для этого в ствольную коробку вкладывается белая бумага, стволу придают такое положение, чтобы свет отражался от бумаги и освещал канал ствола. Патронник осматривается с казенной части.

В канале ствола могут наблюдаться следующие дефекты:

а) сетка разгара в виде пересекающихся тонких линий, как правило, с казенной части. В дальнейшем при стрельбе в местах сетки разгара, образуются трещины и начинается выкрашивание хрома в виде отдельных точек, затем выкрошенность увеличивается и переходит в сколы хрома. При недостаточно тщательной чистке в местах сколов хрома может появиться ржавчина;

б) раковины — значительные углубления в металле, образовавшиеся в результате большого числа произведенных из ствола выстрелов (разгар ствола) или в результате длительного воздействия ржавчины в местах сколов хрома. Ствол, в котором образовались сколы хрома или раковины, надо чистить после стрельбы особенно тщательно;

в) износ полей или износ переходов полей в нарезы (особенно на их левой грани), заметные на глаз;

г) раздутие ствола, заметное в канале ствола в виде поперечного темного (теневого) сплошного кольца (полукольца) или в виде выпуклости металла на наружной поверхности ствола. Ствол, имеющий небольшое кольцевое раздутие ствола без выпуклости металла на наружной поверхности ствола, к дальнейшей стрельбе пригоден, если он удовлетворяет условиям точности стрельбы.

При осмотре ствола снаружи проверить:

а) действие фиксатора тормоза на втулке тормоза и действие Фиксатора заглушки — при нажатии выколоткой фиксатор должен легко утапливаться, а после освобождения выходить из своего гнезда и принимать первоначальное положение, входя в паз дульного тормоза. При утопленном фиксаторе дульный тормоз должен поворачиваться вокруг оси ствола без значительных усилий. Заглушка также при утопленном фиксаторе должна поворачиваться вокруг своей оси, при этом для поворота и пушки возможно применение отвертки из комплекта принадлежностей и инструмента; ствольную коробку — не сломан ли отражательный выступ ствольной коробки, нет ли погнутостей и забоин на отгибах, нет ли качки приклада и рукоятки, работает ли пружина защелки магазина;

— затворную раму. Обратить внимание на крепление штока, который должен иметь незначительную качку;

— затвор. Обратить внимание на исправность ударника и выбрасывателя. Для проверки исправности ударника придать затвору вертикальное положение, после этого повернуть затвор на 180°, ударник должен перемещаться в затворе под действием собственного веса. Сместить ударник вперед до упора — боек должен выступать из отверстия дна чашечки затвора. Боек не должен иметь скрошенности или сильного разгара.

Для проверки исправности выбрасывателя необходимо нажать на него. 11од действием пружины выбрасыватель должен энергично возвратиться в прежнее положение. Вставить учебный патрон в чашечку затвора — патрон должен прочно удерживаться зацепом выбрасывателя. Зацеп выбрасывателя не должен иметь выкрошенности;

— возвратный и ударно-спусковой механизмы, нет ли поломок и погнутостей пружин, поломок и трещин на деталях;

— энергичность возвращения в исходное положение фиксатора и зацепа приклада, надежность фиксации приклада в откинутом и сложенном положениях, а также проверить, не имеет ли он качку.

— наличие и исправность всех предметов принадлежности;

— магазины, не должны иметь трещин, сколов и заусенцев на корпусе и загибах, которые могут затруднять подачу патронов. Выступ запорной планки должен надежно удерживать крышку магазина. Подаватель под действием пружины должен энергично возвращаться в верхнее положение;

— ПМС. Обратить внимание на отсутствие повреждений в пулевом канале сепаратора, на наличие стопорного кольца, свободное вращение головки на резьбе и работоспособность фиксатора. Проверить регулировку положения головки установкой ПМС на автомат.


Возможные неисправности и способы их устранения

1. Механизмы и детали автомата при правильном обращении и надлежащем уходе длительное время работают надежно и безотказно. Однако в результате загрязнения механизмов, износа деталей и небрежного обращения с автоматом, а также при дефектах патронов могут возникнуть задержки при стрельбе.

Возникшую при стрельбе задержку следует попытаться устранить пере- заряжанием, для чего быстро отвести затворную раму за рукоятку назад до упора, отпустить ее и продолжать стрельбу. Если задержка не устранилась, то необходимо выяснить причину ее возникновения и устранить задержку, как указано в таблице 2.

таблица 2

Задержка и ее характеристика

Причина задержки 

Способ устранения 

1 Неподача патронов.  Затворная рама с затвором в  переднем положении, но  выстрела не произошло — в  патроннике нет патрона.

1) Загрязнения или  неисправность магазина. 

2) Неисправность защелки магазина.

Перезарядить автомат и  продолжать стрельбу. При  повторении задержки заменить магазин.  При неисправности защелки  магазина отправить автомат в ремонт. 

2 Пропуск подачи патрона.  Затворная рама с затвором  остановилась в среднем  положении, пуля патрона в  патроннике, затвор находится над гильзой.

Неисправность магазина.

Удерживая рукоятку затворной  рамы, удалить патрон с  неправильной подачей и  продолжать стрельбу. При  повторении задержки заменить  магазин. 

3 Утыкание патрона. Патрон пулей уткнулся в казенный  срез ствола, затворная рама с затвором остановилась в  среднем положении. 

Неисправность магазина.

Удерживая рукоятку затворной  рамы, удалить уткнувшийся  патрон и продолжать стрельбу.  При повторении задержки  заменить магазин. 

4 Осечка.  икорная рама с затвором в  переднем положении, патрон в  патроннике, курок спущен —  выстрела не произошло. 

1) Дефект патрона. 

2) Неисправность ударника  или ударно-спускового  механизма, загрязнение или  застывание смазки (отсутствие или малый накол капсюля бойком ударника). 

3) Заклинивание ударника в затворе. 

Перезарядить автомат и  продолжать стрельбу. При  повторении задержки  осмотреть и прочистить  ударник и ударно-спусковой механизм, при поломке или износе ударно-спускового  механизма автомат отправить в  ремонт.  Отделить ударник от затвора и  прочистить отверстие в затворе  под ударник. 

б Неизвлечение гильзы.  1ильза в патроннике,  очередной патрон упирается в  нее пулей, заторная рама с  затвором остановилась в  среднем положении. 

1) Грязный патрон или  загрязнение патронника. 

2) Загрязнение или  неисправность  выбрасывателя. 

Отвести рукоятку затворной  рамы назад и, удерживая ее в  заднем положении, отделить  магазин и извлечь уткнувшийся  патрон. Извлечь ручным  перезаряжанием или  шомполом гильзу из  патронника. Продолжать  стрельбу. При повторении  задержки прочистить патронник  и патроны. Осмотреть и  очистить от грязи  выбрасыватель и продолжать  стрельбу. При неисправности  выбрасывателя автомат  отправить в ремонт. 

6 Прихват или неотражение  гильзы.  Гильза неотразилась из  ствольной коробки, а осталась  в ней впереди затвора или  слева между затворной рамой  и крышкой ствольной коробки  или дослана затвором обратно  в патронник.

1) Загрязнение трущихся  частей, газовых путей или  патронника. 

2) Загрязнение или  неисправность выбрасывателя или его пружины. 

Отвести рукоятку затворной  рамы назад, выбросить гильзу  и продолжать стрельбу. При  повторен ни и задержки  прочистить газовые пути,  трущиеся части и патронник,  трущиеся части смазать. При неисправности  выбрасывателя автомат отправить в ремонт. 

7 Недоход затворной рамы в  переднее положение.

Поломка возвратной  пружины.

Заменить пружину (в боевой  обстановке переднюю часть  пружины повернуть  заправленным концом назад и  продолжать стрельбу). 


Разборка и сборка автомата

1. При контрольном осмотре и проверке технического состояния автомата производят разборку и сборку. Разборка автомата может быть полная или неполная:

— неполная — для чистки, смазывания и осмотра автомата;

— полная — для чистки при сильном загрязнении автомата, после нахождения его под дождем или в снегу и при ремонте.

Разборку и сборку автомата производить на столе или чистой подстилке.

Части и механизмы укладывать в порядке разборки, обращаться с ними осторожно, не класть одну часть на другую и не применять излишних усилий и резких ударов. При сборке автомата проверить соответствие номеров ствольной коробки, затворной рамы, затвора и других отделяемых деталей, имеющих номер.

Обучение разборке и сборке на боевых автоматах допускается лишь в исключительных случаях и с соблюдением особой осторожности в обращении с частями и механизмами.


Порядок неполной разборки автомата

1. Отделить магазин.

Удерживая автомат левой рукой за переднюю часть приклада или цевье, правой рукой обхватить магазин в соответствии с рисунком 28. Нажимая большим пальцем на защелку, подать нижнюю часть магазина вперед и отделить его. После этого проверить, нет ли патрона в патроннике, для чего опустить переводчик вниз. Поставив его в положение АВ или ОД, отвести за рукоятку затворную раму назад, осмотреть патронник, отпустить рукоятку затворной рамы и спустить курок с боевого взвода.

Рисунок 28 — Отделение магазина (АК-12)

Рисунок 28 — Отделение магазина (АК-12)


2. Вынуть принадлежность в сборе.

Сдвинуть затылок приклада вниз, в соответствии с рисунком 29, для этого оттянуть подпружиненный фиксатор затылка вперед и сдвинуть затылок приклада вниз. Вынуть принадлежность в сборе. Вывинтить звенья шомпола из контейнера, снять крышку контейнера со звеньями шомпола, отделить звенья от крышки. Собрать шомпол для чистки и смазки автомата. Вынуть из контейнера отвертку и выколотку для дальнейшей разборки. В случае размещения принадлежностей в пенале, отделить пенал. Для этого нажать пальцами на защелки пенала и извлечь пенал из гнезда рукоятки.

Рисунок 29 — Извлечение принадлежности (АК-12)

Рисунок 29 — Извлечение принадлежности (АК-12)

а — расположение принадлежности в пенале; б — порядок извлечения принадлежности


3. Отделить дульный тормоз.

Утопить фиксатор, в соответствии с рисунком 29 и повернуть дульный тормоз на 180°. Отделить дульный тормоз от автомата.

Рисунок 30 — Отделение дульного тормоза (АК-12)

Рисунок 30 — Отделение дульного тормоза (АК-12)


4. Отделить крышку коробки ствольной.

Левой рукой обхватить переднюю часть приклада, правой рукой повернуть рычаг фиксатора по часовой стрелке на 90° и, потянув за рычаг, вывести фиксатор из зацепления с отверстием планки. После чего потянув крышку назад отделить ее от ствольной коробки в соответствии с рисунком 31.

Рисунок 31 — Отделение крышки коробки ствольной (АК-12)

Рисунок 31 — Отделение крышки коробки ствольной (АК-12)


5. Отделить возвратный механизм.

Удерживая автомат левой рукой за переднюю часть приклада, правой поднять направляющую пружины возвратной до выхода ее ограничительного выступа из зацепления с выступом затыльника и извлечь возвратный механизм из канала затворной рамы в соответствии с рисунком 32.

Рисунок 32 — Отделение возвратного механизма (АК-12)

Рисунок 32 — Отделение возвратного механизма (АК-12)


6. Отделить затворную раму с затвором.

Удерживая автомат левой рукой, правой отвести затворную раму назад до упора, приподнять ее вместе с затвором и отделить от ствольной коробки в соответствии с рисунком 33.

Рисунок 33 — Отделение затворной рамы с затвором (АК-12)

Рисунок 33 — Отделение затворной рамы с затвором (АК-12)


7. Отделить затвор от затворной рамы.

Взять затворную раму в левую руку затвором вниз, правой рукой отвести затвор назад, повернуть его так, чтобы ведущий выступ затвора вышел из фигурного паза затворной рамы, и вывести затвор вперед в соответствии с рисунком 34.

Рисунок 34 — Отделение затвора от затворной рамы (АК-12)

Рисунок 34 — Отделение затвора от затворной рамы (АК-12)


8. Отделить заглушку.

В соответствии с рисунком 35 утопить фиксатор и, удерживая его в этом положении, повернуть заглушку по часовой стрелке, выводя ее из зацепления с упорами газовой камеры, после чего достать заглушку из газовой камеры.

Рисунок 35 — Отделение заглушки (АК-12)

Рисунок 35 — Отделение заглушки (АК-12)


Сборка автомата после неполной разборки

1. Установить заглушку. Вставить заглушку цилиндрической частью в газовую камеру, удерживая передний выступ на заглушке параллельно вырезу в газовой камере. Продвинуть заглушку до упора, утопить фиксатор и повернуть заглушку на 90°. Проследить, чтобы фиксатор вернулся в исходное состояние, предотвращая вращение заглушки.

2. Присоединить затвор к затворной раме.

Взять затворную раму в левую руку, а затвор — в правую и вставить его цилиндрическую часть в канал затворной рамы, повернуть затвор так, чтобы его ведущий выступ вошел в фигурный паз затворной рамы, и продвинуть затвор вперед.

3. Присоединить затворную раму с затвором к ствольной коробке.

Взять затворную раму в правую руку так, чтобы затвор удерживался большим пальцем в переднем положении. Левой рукой обхватить шейку приклада, а правой ввести поршень в трубку газовую и продвинуть затворную раму вперед настолько, чтобы отгибы ствольной коробки вошли в пазы затворной рамы, небольшим усилием прижать ее к ствольной коробке и продвинуть вперед до упора.

4. Присоединить возвратный механизм.

Удерживая автомат левой рукой, правой ввести возвратный механизм в канал затворной рамы, сжимая возвратную пружину, подать направляющую пружины возвратной вперед и, опустить вниз, введя ее пятку в продольный паз ствольной коробки.

5. Присоединить крышку ствольной коробки.

Поставить крышку задней стенкой на затыльник так, чтобы ось крышки вошла в призматический паз на затыльнике, а передний выступ основания планки в вырез на колодке. Преодолевая сопротивление пружины крышки совместить отверстие в планке с отверстием в колодке, после чего фиксатор продвинуть через отверстие в планке до упора. Повернуть рычаг и заведя его за вырез в накладке ствольной. При этом выступ в задней части рычага должен зайти в вырез на колодке предохраняя фиксатор от продольного перемещения.

6. Спустить курок с боевого взвода и поставить на предохранитель.

Нажать на спусковой крючок и поднять переводчик вверх до упора в крышку ствольной коробки.

7. Присоединить дульный тормоз.

Повернуть дульный тормоз вырезом вверх и надвинуть его на втулку тормоза. Повернуть на 1/2 оборота до фиксации.

8. Уложить принадлежность в контейнер, установить шомпол, установить контейнер с принадлежностью и шомполом в приклад. Оттянуть подпружиненный фиксатор затылка вперед, одновременно сдвигая затылок приклада вверх. При этом надвинуть фигурный паз затылка приклада на соответствующий выступ контейнера. Зафиксировать затылок, для чего отпустить фиксатор затылка в исходное положение. Выставить необходимую длину приклада.

9. Присоединить магазин к автомату.

Удерживая автомат левой рукой за шейку приклада или цевье, правой ввести в окно ствольной коробки передний зацеп магазина и повернуть магазин на себя так, чтобы защелка вошла в зацепление с задним зацепом магазина.


Порядок полной разборки автомата

1. Произвести неполную разборку, руководствуясь разделом Порядок неполной разборки автомата.

2. Разобрать магазин.

Взять магазин в левую руку крышкой вверх (выпуклой частью от себя), правой рукой с помощью выколотки утопить выступ запорной планки в отверстие на крышке магазина. Большим пальцем левой руки сдвинуть крышку несколько вперед в соответствии с рисунком 36. Правой рукой снять крышку с корпуса, удерживая при этом запорную планку большим пальцем левой руки, постепенно освобождая пружину, вынуть ее вместе с запорной планкой и подавателем из корпуса магазина. Отделить подаватель от пружины.

Рисунок 36 — Отделение крышки магазина (АК-12)

Рисунок 36 — Отделение крышки магазина (АК-12)


3. Разобрать возвратный механизм.

Взять возвратный механизм в левую руку, поставить направляющую пружины возвратной вертикально пятой вниз на стол или упор, сжать возвратную пружину вниз, правой рукой развести концы стержня и отделить муфту в соответствии с рисунком 37, снять пружину с направляющей пружины возвратной, отделить стержень от направляющей стержня.

Рисунок 37 — Отделение муфты возвратного механизма

Рисунок 37 — Отделение муфты возвратного механизма


4. Разобрать затвор.

В соответствии с рисунком 38 вытолкнуть выколоткой штифт, удерживающий ударник и ось выбрасывателя, и извлечь ударник из канала затвора, вытолкнуть выколоткой ось выбрасывателя. Отжимая большим пальцем правой руки зацеп выбрасывателя (от центра затвора) и придерживая его указательным пальцем, извлечь выбрасыватель с пружиной из паза затвора.

Рисунок 38 — Выталкивание штифта при отделении ударника и выбрасывателя от затвора (АК-12)

Рисунок 38 — Выталкивание штифта при отделении ударника и выбрасывателя от затвора (АК-12)


5. Разобрать ударно-спусковой механизм.

Отделить узел спускового механизма, для чего, удерживая автомат левой рукой за ствольную коробку, правой с помощью выколотки нажать на рычаг автоспуска и разъединить шептало автоспуска с курком, спустить курок с боевого взвода. Тонким концом выколотки поднять левый конец боевой пружины и пальцами завести его за боевой взвод курка в соответствии с рисунком 39, отверткой вывести длинный конец пружины автоспуска из кольцевой проточки оси спускового крючка, выколоткой продвигая ось спускового крючка влево, вынуть ее, тонким концом выколотки поднять правый конец боевой пружины и пальцами завести его за боевой взвод курка. Извлечь из ствольной коробки узел спускового механизма, состоящий из спускового крючка, шептала одиночного огня с пружиной, шептала отсечки с пружиной, замедлителя с пружиной и втулки.

Рисунок 39 - Заведение правого конца боевой пружины за боевой взвод курка  (АК-12)

Рисунок 39 - Заведение правого конца боевой пружины за боевой взвод курка (АК-12)


Разобрать узел спускового механизма (производится при сильном загрязнении), для чего взять узел спускового механизма в левую руку, сдвинуть втулку вправо, а затем, прижимая шептала большим пальцем левой руки вниз и удерживая замедлитель указательным и большим пальцами этой руки, вынуть втулку в соответствии с рисунком 40, отделить замедлитель, пружину замедлителя, шептало одиночного огня с пружиной и шептало отсечки с пружиной от спускового крючка.

Рисунок 40 - Извлечение втулки (АК-12)

Рисунок 40 - Извлечение втулки (АК-12)


Отделить курок, для чего, нажимая отверткой на длинный конец пружины автоспуска, вывести его из кольцевой проточки оси курка и выколоткой сдвинуть ось курка влево, придерживая курок правой рукой, левой вынуть ось курка, повернуть курок так, чтобы левая цапфа была направлена в сторону патронника, и извлечь курок из ствольной коробки в соответствии с рисунком 41, отделить боевую пружину от курка.

Рисунок 41 — Извлечение курка из ствольной коробки (АК-12)

Рисунок 41 — Извлечение курка из ствольной коробки (АК-12)


Отделить автоспуск, для чего выколоткой сдвинуть влево ось автоспуска и вынуть ее, извлечь автоспуск с пружиной через окно для магазина, в соответствии с рисунком 42, затем отделить пружину от автоспуска.

Рисунок 42 — Извлечение автоспуска с пружиной из ствольной коробки (АК-12)

Рисунок 42 — Извлечение автоспуска с пружиной из ствольной коробки (АК-12)


Отделить переводчик; для чего необходимо повернуть переводчик вверх до вертикального положения, сдвинуть его вправо, снять механизм отсечки очереди с цапфы переводчика и отделить переводчик от ствольной коробки.

6. Отделить цевье (цевье отделяется в редких случаях при удалении складской смазки, после попадания автомата в грязь, воду и т.п.).

Выколоткой, через отверстие в нижней части цевья, нажать на пластинчатую пружину, затем сдвинув ось в любую сторону вынуть ее в соответствии с рисунком 43а. Сдвинуть накладку в сборе к дульной части до выхода выступов накладки из пазов цевья. Сдвинуть цевье к дульной части и в соответствии с рисунком 43б отделить от автомата. От цевья с помощью отвертки отделить металлический экран. При отделении экрана не следует применять больших усилий, чтобы избежать деформации боковых стенок экрана. При необходимости отделить накладку установить ее на трубке так, чтобы выступы в средней части накладки совпали с фигурными выдавками на трубке. После чего отделить накладку вверх.

Рисунок 43 — Отделение цевья (АК-12)

Рисунок 43 — Отделение цевья (АК-12)

а — выдавливание пружины выколоткой; б — отделение цевья


Порядок сборки автомата после полной разборки

1. Присоединить накладку и цевье.

Накладку в сборе установить на трубку, совместив выступ на накладке с понижением в районе фигурных выдавок на трубке. Установить цевье задним выступом в паз на ствольной коробке, после чего сдвинуть накладку назад, совместив пазы на цевье с выступами накладки. Зафиксировать осью накладки. Ось должна пройти через отверстие в колодке и через отверстия в цевье. От перемещения ось фиксируется пружиной.

2. Собрать ударно-спусковой механизм.

Присоединить переводчик, для чего, удерживая автомат левой рукой, правой рукой ввести сектор переводчика в фигурное отверстие правой стенки ствольной коробки, левой рукой ввести в ствольную коробку механизм отсечки очереди, цапфу переводчика вставить в отверстие сектора отсечки и в отверстие стенки ствольной коробки, поставить переводчик в положение одиночной стрельбы «ОД».

Присоединить автоспуск, для чего вставить короткий конец пружины автоспуска в отверстие шептала автоспуска и, через окно для магазина, ввести автоспуск с пружиной в ствольную коробку, при этом рычаг автоспуска должен войти в паз на левом угольнике ствольной коробки. Ввести справа выколотку в отверстие для оси автоспуска и пружины и, удерживая автоспуск с пружиной правой рукой, левой вставить ось в соответствии с рисунком 44.

Рисунок 44 — Вставление оси автоспуска (АК-12)

Рисунок 44 — Вставление оси автоспуска (АК-12)


Присоединить курок, для чего установить боевую пружину на цапфы курка петлей со стороны противоположной боевому взводу в соответствии с рисунком 45 и завести ее концы за боевой взвод курка, удерживая курок и концы пружины пальцами правой руки, вставить курок в ствольную коробку левой цапфой в сторону патронника и совместить его отверстие с соответствующими отверстиями в ствольной коробке, ввести справа выколотку толстым концом в отверстия ствольной коробки и курка, отверткой прижать длинный конец пружины автоспуска к дну ствольной коробки и продвинуть выколотку до выхода ее в левое отверстие ствольной коробки, удерживая курок правой рукой, вставить слева ось курка, продвинув ее вправо до упора (должен быть слышен щелчок), пальцами правой руки снять правый конец боевой пружины с боевого взвода курка и опустить его на дно ствольной коробки.

Рисунок 45 — Положение боевой пружины на курке (АК-12)

Рисунок 45 — Положение боевой пружины на курке (АК-12)


Собрать узел спускового механизма, для чего взять в левую руку спусковой крючок, присоединить к нему замедлитель и правой рукой продвинуть втулку через отверстие в замедлителе к правой стенке крючка, придерживая пальцем левой руки втулку от смещения вправо, поместить пружину замедлителя между стенками спускового крючка длинным концом вверх и вперед, совмещая отверстие в пружине с отверстием в правой стенке спускового крючка, продвинуть втулку влево. Вставить пружину шептала в отверстие шептала одиночного огня. Шептало с пружиной правой рукой установить между левой стенкой спускового крючка и пружиной замедлителя так, чтобы нижний конец пружины шептала вошел в соответствующую выемку на дне спускового крючка. Прижимая, шептало большим пальцем левой руки к дну спускового крючка, надеть шептало одиночного огня на втулку. Проделать описанные выше манипуляции с шепталом отсечки с пружиной и продвинуть втулку до упора буртика оси в стенку замедлителя. С помощью выколотки завести длинный конец пружины замедлителя в паз защелки замедлителя.

Присоединить узел спускового механизма, для чего поместить узел спускового механизма в ствольную коробку на свое место, выколоткой приподнять правый конец боевой пружины вверх и положить его на прямоугольный выступ спускового крючка. Вставить с левой стороны ствольной коробки ось спускового крючка, продвинуть ее вправо через отверстия в ствольной коробке и втулку до упора (длинный конец пружины автоспуска при этом должен находиться сверху оси), выколоткой завести длинный конец пружины автоспуска в кольцевую проточку оси спускового крючка, пальцами правой руки снять левый конец боевой пружины с боевого взвода курка и положить его на прямоугольный выступ спускового крючка. Нажимом выколотки на концы осей автоспуска, курка и спускового крючка проверить стопорение осей длинным концом пружины автоспуска. Поставить курок на взвод автоспуска.

3. Собрать затвор.

Вставить выбрасыватель с пружиной в паз затвора и приложить головную часть выбрасывателя к какой-либо опоре, нажав на выбрасыватель, вставить ось выбрасывателя в отверстие под ведущим выступом затвора так, чтобы вырез на оси был обращен в сторону цилиндрической части затвора, взять затвор в левую руку ведущим выступом вверх, а цилиндрической частью к себе и ввести в канал затвора ударник большим вырезом влево, со стороны ведущего выступа вставить в отверстие затвора штифт и продвинуть его до конца.

4. Собрать возвратный механизм.

Упереть пятку направляющей пружины возвратной в стол (упор), надеть пружину на направляющую пружины возвратной и сжать ее настолько, чтобы конец направляющей пружины возвратной вышел из нее. Удерживая левой рукой пружину, правой развести концы стержня, продеть один из них в образовавшуюся петлю и отпустить пружину до упора в стержень в соответствии с рисунком 46. Вставить муфту между концами стержня, левой рукой сжать пружину, правой перевести стержень в вертикальное положение, после чего плавно отпустить пружину до упора ее в муфту.

Рисунок 46 — Сборка возвратного механизма (АК-12)

Рисунок 46 — Сборка возвратного механизма (АК-12)


5. Собрать магазин.

Присоединить подаватель к пружине магазина — ввести виток свободного конца пружины под загиб подавателя, вставить пружину с подавателем в корпус магазина, утопить запорную планку в корпус и, удерживая ее в таком положении, надеть крышку магазина на корпус так, чтобы она своими загибами удерживалась на загибах корпуса, а выступ запорной планки вышел в отверстие крышки (должен быть слышен щелчок).

6. Дальнейшую сборку производить, руководствуясь п. Сборка автомата после неполной разборки.


Крепление и отделение штыка-ножа

1. Крепление штыка-ножа

При необходимости установки штыка-ножа на автомат вынуть штык- нож из ножны, взять автомат левой рукой за накладку ствольную и цевье мушкой влево, удерживая правой рукой штык-нож за рукоятку, надвинуть его пазами на упор втулки тормоза в соответствии с рисунком 47, а кольцом — на венчик дульного тормоза до полного закрывания защелки.

2. Отделение штыка-ножа

Взять автомат в левую руку, перевести его в вертикальное положение, поддерживая рукоятку штыка-ножа указательным и средним пальцами правой руки, большим пальцем этой руки нажать на защелку в соответствии с рисунком 48, отделить штык-нож от автомата и вложить в ножны.

Рисунок 47 — Крепление штыка-ножа (АК-12) Рисунок 48 — Отделение штыка-ножа (АК-12)

Рисунок 47 — Крепление штыка-ножа (АК-12)

Рисунок 48 — Отделение штыка-ножа (АК-12)


7. Крепление и отделение втулки (насадки) для холостой стрельбы производится аналогично действиям, производимым с дульным тормозом.


Установка, отделение, разборка ПМС

1. Отделить дульный тормоз от автомата.

2. Отвернуть головку ПМС до упора в отгиб стопорного кольца, предварительно отжав выколоткой фиксатор.

3. Отрегулировать положение головки ПМС относительно корпуса.

Перед установкой ПМС на автомат необходимо отвернуть головку до упора в стопорное кольцо, предварительно отжав выколоткой фиксатор, расположенный в головке ПМС.

Для установки ПМС на автомат его необходимо надвинуть на втулку тормоза до упора, совместив паз на головке с выступом на втулке тормоза. ПМС повернуть на 1/2 оборота вокруг продольной оси до совмещения паза на головке с гнетком, расположенным во втулке тормоза, при этом гнеток должен попасть в паз и зафиксировать головку от дальнейшего поворота. Далее производится затяжка ПМС вращением за корпус вокруг продольной оси по часовой стрелке до упора (при этом происходит соприкосновение опорной поверхности на вкладыше с дульным срезом ствола, что обеспечивает устранение качки). При вращении корпуса фиксатор начинает взаимодействовать с пазами на вкладыше и благодаря тому, что его выступ выполнен наклонным в одну сторону, головка может свободно вращаться только в одном направлении — наворачивания.

Если фиксатор при накручивании упирается в отгиб стопорного кольца, но при этом ощущается значительная качка — необходимо осуществить подгонку данного ПМС к данному автомату, для чего вынуть отгиб стопорного кольца из отверстия в корпусе и закрутить корпус до упора. После этого установить отгиб стопорного кольца в ближайшее к фиксатору отверстие.

4. Проверить надежность фиксации ПМС повернув его в обратную сторону.

5. Отделение ПМС

Для отделения ПМС от автомата необходимо отжать выколоткой фиксатор и повернуть корпус на один оборот против часовой стрелки (до упора в отгиб стопорного кольца), после чего, утопив выколоткой гнеток, повернуть головку на 1/2 оборота и снять ПМС с автомата.


Разборка ПМС

ПМС выполнен неразборным. Отделению подлежит только головка при сильном загрязнении и затрудненном вращении ее на резьбе корпуса. Для отделения головки ПМС от корпуса:

— вынуть отгиб стопорного кольца из отверстия в корпусе;

— отжать выколоткой фиксатор;

— выкрутить головку.

Внимание! При отделении головки следите за пружиной фиксатора.


Присоединение ремня ружейного к автомату

1. Для присоединения ремня ружейного к автомату необходимо:

— для двухточечного крепления:

а) закрепить карабин ремня на антабку, расположенную за газовой камерой, а антабку ремня — во втулке корпуса приклада в сборе;

б) отрегулировать длину ремня с учетом индивидуальных особенностей стрелка, смещая ремень за петлю на пряжке;

— для одноточечного крепления:

а) закрепить карабин ремня сбоку на пряжку, а антабку ремня — на втулке корпуса приклада в сборе;

б) отрегулировать длину ремня с учетом индивидуальных особенностей стрелка, смещая ремень за петлю на пряжке.


Чистка и смазка АК-12

1. Для чистки и смазки автомата применяются:

— всесезонное масло КРМ — для чистки автомата и смазывания его частей и механизмов в интервале температур окружающего воздуха от плюс 50 °C до минус 50 °C;

— масло РЖ — для чистки автомата и смазывания его частей при температуре окружающего воздуха от плюс 5 °C до плюс 50 °C;

— раствор РЧС (раствор чистки стволов) для чистки канала ствола и других частей автомата, подвергающихся воздействию пороховых газов;

— ветошь или бумага КВ-22 — для обтирания, чистки и смазки автомата;

— пакля (короткое льноволокно), очищенная от кострики — только для чистки канала ствола.

Для удобства чистки пазов, вырезов и отверстий можно применять деревянные палочки.

Категорически запрещается использовать для чистки автомата абразивные материалы (наждачная бумага, песок и т.п.).

Примечание — Раствор РЧС приготовляется в количестве, необходимом для чистки оружия в течение одних суток.

Состав раствора:

— вода, пригодная для питья -1 л;

— углекислый аммоний — 200 г;

— двухромовокислый калий (хромпик) — от 3 до 5 г.

Небольшое количество раствора РЧС разрешается хранить не более 7 суток в стеклянных сосудах, закупоренных пробкой, в темном месте и вдали от нагревательных приборов. В металлические масленки раствор РЧС наливать запрещается.

2. Чистка автомата, находящегося в подразделении, производится:

— при подготовке к стрельбе;

— после стрельбы боевыми и холостыми патронами — немедленно по окончании стрельбы на стрельбище (в поле), при этом чистятся и смазываются ствольная коробка, канал ствола, газовая камера, труба газовая, дульное устройство (дульный тормоз, насадку для холостой стрельбы, ПМС), шток, затворная рама и затвор. Окончательная чистка автомата производится по возвращении со стрельбы и в течение последующих от трех до четырех дней ежедневно;

— после наряда и занятий в поле без стрельбы (по возвращении с наряда или занятий);

— после марша или транспортирования;

— в боевой обстановке и на длительных учениях — ежедневно в период затишья боя и во время перерывов учений;

— если автомат не применяется — не реже одного раза в неделю.

После чистки автомат смазать. Смазку наносить только на хорошо очищенную и сухую поверхность металла немедленно после чистки, чтобы не допустить воздействия влаги на металл.

При казарменном или лагерном расположении чистку автомата производить в специально отведенных местах, на оборудованных для этой цели столах, а в боевой обстановке и на учениях — на чистых подстилках, досках, фанере и т. п.

На стрельбище автомат после стрельбы чистить в отведенных для этого местах раствором РЧС или маслом.

Автомат, смазанный на стрельбище маслом, после возвращения в казарму необходимо вычистить раствором РЧС.

3. Чистку автомата производить в следующем порядке:

— подготовить материалы для чистки и смазки;

— разобрать автомат;

— осмотреть принадлежность и подготовить ее для использования при чистке в соответствии с рисунком 49;

— прочистить канал ствола.

Рисунок 49 — Принадлежность, подготовленная для чистки (АК-12)

Рисунок 49 — Принадлежность, подготовленная для чистки (АК-12)


Положить автомат в вырезы стола для чистки оружия или на обычный стол, а при отсутствии стола автомат упереть прикладом в землю или пол. Сложить паклю или ветошь в виде цифры восемь, перекрестием “восьмерки” наложить на конец протирки и уложить волокна пакли вдоль стержня протирки, при этом концы пакли должны быть короче стержня протирки, а толщина слоя должна быть такой, чтобы протирка с паклей вводилась в канал ствола небольшим усилием руки (налить на паклю немного масла или РЧС и пальцами слегка помять паклю). Ввести шомпол с протиркой и паклей в канал ствола. Одной рукой удерживая за дульную часть автомат, а другой взявшись за пенал, плавно, не изгибая шомпола, продвинуть его по всей длине канала ствола несколько раз. Вынуть шомпол, сменить паклю, пропитать ее маслом или РЧС и в том же порядке прочистить канал ствола несколько раз. После этого тщательно обтереть шомпол и протереть канал ствола чистой сухой паклей, затем чистой ветошью. Осмотреть ветошь, если на ней будут заметны следы нагара (чернота), ржавчины или загрязнения, продолжать чистку канала ствола, затем снова протереть сухой паклей и ветошью. Если ветошь, после протирания, вышла из канала ствола чистой, т. е. без черноты от порохового нагара или желтого цвета от ржавчины, тщательно осмотреть канал ствола на свет с дульной части и со стороны патронника, медленно поворачивая ствол в руках, при этом особое внимание обращать на углы нарезов и проверять, не осталось ли в них нагара.

Чистку канала ствола раствором РЧС производить ершом, смоченным в растворе, затем канал ствола протереть сухой паклей. Чистку раствором РЧС продолжать до полного удаления нагара. Протереть канал ствола чистой ветошью. На следующий день проверить качество произведенной чистки, если при протирании канала ствола чистой ветошью на ней будет обнаружен нагар, произвести чистку в том же порядке. По окончании чистки нарезной части канала ствола таким же порядком вычистить патронник со стороны ствольной коробки.

Примечание — Если при чистке ветошь с шомполом застрянет в канале ствола, нужно ввести в канал немного разогретого масла и через несколько минут попытаться вынуть шомпол. Если шомпол не вынимается, автомат отправить в ремонт;

— промыть газовую камеру, трубку направляющую и дульный тормоз маслом или раствором РЧС и прочистить паклей (ветошью) с помощью шомпола или деревянной палочки. Газовую камеру после чистки раствором РЧС насухо протереть ветошью, осмотреть канал ствола, чтобы в нем не осталось посторонних предметов, и обтереть ствол снаружи. Трубку направляющую и дульный тормоз после чистки протереть насухо;

— ствольную коробку, затворную раму, шток чистить ветошью, пропитанной маслом или раствором РЧС, после чего насухо протереть. Если дни чистки после стрельбы применяется масло, газовый поршень, а также пипочку затвора покрыть смазкой или обернуть их на 3-5 мин. ветошью, пропитанной маслом. После этого с помощью палочки удалить затвердевший пороховой нагар и насухо их протереть. Тоже относится и к внутренней поверхности дульного тормоза;

Удалить нагар и грязь из ПМС, для чего отделить головку от корпуса (при нормальном, без затираний, вращении головки по резьбе допускается не отделять ее при чистке), опустить корпус в керосин на 30 мин, затем слить керосин через отверстия в казенной части корпуса, встряхнуть и дать высохнуть.

Остальные металлические части насухо протереть ветошью, при сильном загрязнении частей прочистить их маслом, а затем насухо протереть;

Пластмассовые части обтереть сухой ветошью.

По окончании чистки автомата производятся смазка и сборка автомата.

Смазку автомата производят в следующем порядке:

— смазать канал ствола, для этого продеть через прорезь протирки ветошь, пропитанную маслом. Ввести шомпол в канал ствола с дульной части и плавно продвинуть его два-три раза по всей длине ствола, чтобы равномерно покрыть канал ствола тонким слоем масла. Смазать патронник и дульный тормоз;

— по окончании смазывания собрать автомат, проверить работу его частей и механизмов, вычистить и смазать магазины и принадлежность.

Примечание — Автомат, сдаваемый на склад на длительное хранение, вычистить и смазать маслом перед консервацией и упаковыванием в ящик.

Автомат, внесенный с мороза в теплое помещение, чистить через 10-20 мин. (после того, как он отпотеет). Рекомендуется перед входом в теплое помещение наружные поверхности автомата обтереть ветошью, пропитанной маслом.

4. Техническое обслуживание №1 (ТО-1) проводится с целью проверки основных параметров автомата, определяющих его работоспособность, и включает в себя контрольный осмотр, чистку и смазку автомата. Проверка проводится периодически до выработки ресурса один раз в год, а также перед постановкой на временное хранение.

5. Техническое обслуживание при длительном хранении Техническое обслуживание при длительном хранении включает в себя техническое обслуживание №1 (ТО-1) и техническое обслуживание №2 (ТО-2).

Техническое обслуживание №1 проводится ежегодно и заключается в проверке наличия автоматов без нарушения пломб на ящиках и правильности хранения в соответствии с манипуляционными знаками тары и установки ящиков в штабеле, в проверке отсутствия биологических вредителей в хранилище.

Кроме того, один раз в три с половиной года для всесторонней проверки технического состояния хранимых автоматов и состояния их консервации проводят расконсервацию, неполную разборку и проверку функционирования отобранных автоматов. После чего эти автоматы должны быть вновь законсервированы и упакованы.

6. Техническое обслуживание №2 (ТО-2) проводится один раз в десять лет. Включает в себя расконсервацию, визуальный контроль патронника, канала ствола и наружных поверхностей деталей и сборочных единиц на отсутствие следов коррозии и нарушения покрытия при полной разборке автомата в соответствии с разделом Порядок полной разборки автомата, чистку и смазку в соответствии с разделом Чистка и смазка, проверку на взаимодействие механизмов, консервацию и упаковывание.


Консервация АК-12

1. Консервацию автоматов производят на предприятии изготовителе.

Металлические части и механизмы смазывают всесезонным маслом. Срок хранения до первой переконсервации семь лет в таре изготовителя при соблюдении условий хранения.

2. Переконсервация.

При переконсервации ящики вскрывают, автоматы извлекаются и осматриваются на наличие коррозии. Произвести чистку и смазку автомата по методике, указанной в разделеЧистка и смазка. При возможности заменить парафинированную и противокоррозионную бумагу или ингибированную полиэтиленовую пленку Зираст в ящике. Упаковать автоматы согласно раздела Упаковка и пломбирование


Текущий ремонт АК-12

Текущий ремонт 5,45 мм автоматов Калашникова АК-12 производится специалистами войсковых ремонтно-восстановительных частей.


Хранение АК-12

1. Автомат хранится всегда разряженным, при этом магазин отделен, курок спущен, переводчик на предохранителе, хомутик прицела установлен на деление «1».

Автоматчик обязан всегда содержать автомат чистым и в полной исправности, обращаться с ним бережно и осматривать его в случаях, указанных в разделе Техническое обслуживание автомата. При проверке работы ударно-спускового механизма не производить излишних спусков курка.

При казарменном и лагерном расположении автомат хранится в пирамиде, в особом отделении той же пирамиды хранится сумка для магазинов с магазинами. Сумка для магазинов, ремень для ношения стрелкового оружия должны храниться чистыми и сухими.

Не разрешается хранить автоматы с пластмассовыми деталями в помещениях совместно с фенолами, концентрированными кислотами, щелочами, органическими растворителями и другими веществами, разрушающими пластические массы.

При временном нахождении в каком-либо здании автомат хранить в сухом месте, удаленном от дверей, печей и нагревательных приборов. В боевой обстановке автомат держать при себе (в руках).

Примечание — Для предупреждения раздутия или разрыва ствола запрещается затыкать чемлибо канал ствола. Автомат следует оберегать от попадания воды в канал ствола. В случае попадания в канал ствола воды следует перед началом стрельбы оттянуть подвижные части назад при положении автомата дульной частью ствола вниз и несколько раз встряхнуть автомат, при этом вода должна вытечь из канала ствола.

Изделия хранятся в сухом, проветриваемом помещении.


Транспортирование АК-12

1. На занятиях и в походе автомат переносится на ремне в положении «на ремень», «за спину» или «на грудь». Ремень должен быть подогнан так, чтобы автомат не ударялся о твердые предметы снаряжения.

Автомат переносится с присоединенным магазином. Автомат переносится и транспортируется, как правило, со сложенным прикладом.

Во время перерывов между занятиями, а также на привалах автомат находится у автоматчика на ремне или в руках. При передвижении на автомобилях и бронетранспортерах автомат держат между коленями отвесно, а на боевых машинах пехоты, кроме того, автомат находится в укладке. При передвижении на танках автомат держать в руках, оберегая его от ударов о броню.

При перевозке по железным дорогам или водным путем автоматы устанавливаются в специальной пирамиде. Если транспортные средства не оборудованы пирамидами, автомат можно держать в руках или положить на полку так, чтобы он не мог упасть и получить повреждение.

Транспортирование автоматов производить в штатных упаковочных ящиках с принадлежностью, транспортирование может производится всеми видами транспорта при условии защиты их от атмосферных осадков.

Примечание — Категорически запрещается при всех перемещениях ставить на автомат груз или садиться на него.


Утилизация автомата АК-12

1. При невозможности восстановления автомата в ремонтно-восстановительных частях производится списание и его утилизация, методом разрушения или деформации деталей до такого состояния, при котором невозможно их дальнейшее использование.

Противокоррозионную бумагу после переконсервации уничтожить сжиганием.