Выявление неисправностей и ремонт ударно-спускового механизма


Курок не становится на боевой взвод при заряжании карабина

При отведении затвора рукой за рукоятку стебля затвора в крайнее заднее положение курок должен становиться на боевой взвод (проверять как при нажатом, так и при отпущенном спусковом крючке).


Причины неисправности: См. «Недоход затвора в крайнее заднее положение при заряжании» и, кроме того:

1. Скругление шептала или боевого взвода 47 (черт. 1) курка.

Зачистить шептало (рис. 14) или боевой взвод курка (рис. 15) надфилем до получения надежного зацепления курка за шептало.

Рис. 14. Зачмстка шептала Рис. 15. Зачистка боевого взвода курка

Рис. 14. Зачмстка шептала

Рис. 15. Зачистка боевого взвода курка


2. Забоины на боевом взводе 47 (черт. 1) курка или шептале.

Зачистить приподнятый металл личным напильником или надфилем.

3. Забоины в пазах шептала или на направляющих выступах спусковой скобы.

Зачистить приподнятый металл личным напильником или надфилем.

4. Ослабление или поломка пружины 45 (черт. 1) шептала.

Заменить пружину.

Если нет пружины, изготовить новую (карта 2).


Курок не становится на боевой взвод во время стрельбы (произвольная автоматическая стрельба)

При движении затвора назад и нажатом спусковом крючке курок должен зацепляться боевым взводом за шептало и удерживаться на нем до освобождения спускового крючка и вторичного нажатия на него.

Причины неисправности:

См. «Курок не становится на боевой взвод при заряжании карабина», пп. 1 - 4.


Курок не спускается с боевого взвода при выключенном предохранителе и полностью запертом стволе

Отвести затвор рукой за рукоятку стебля затвора назад до отказа и отпустить, выключить предохранитель и нажать на спусковой крючок, при этом курок должен энергично пойти вперед и ударить по ударнику.

Рис. 16. Пригонка автоспуска к затвору:

Рис. 16. Пригонка автоспуска к затвору:

1 — автоспуск (3-4); 2 — остов (2-2) затвора


Причины неисправности:

1. Погнутость автоспуска 49 (черт. 1)

Выправить автоспуск на свинцовой плите медным молотком и пригнать его к остову затвора (рис. 16) так, чтобы при полностью запертом стволе и при нажатии на спусковой крючок курок спускался с боевого взвода, а при подложенной под остов затвора стальной пластинке толщиной 2 мм (рис. 17) не спускался (рис. 18).

Рис. 17. Пластинка Рис. 18. Проверка спуска курка с боевого взвода:

Рис. 17. Пластинка

Рис. 18. Проверка спуска курка с боевого взвода:

1 - остов (2-2) затвора; 2 - пластинка


Если выправить автоспуск невозможно, то заменить его и пригнать к затвору, как указано выше.

2. Износ или смятие переднего изогнутого конца автоспуска.

Оттянуть передний изогнутый конец автоспуска на стальной плите молотком и зачистить личным напильником.

Опилить передний изогнутый конец автоспуска на 1—2 мм, наплавить на него слой металла электродом ЭНГ40-1 и обработать (рис. 19).

Рис. 19. Наплавка и обработка автоспуска

Рис. 19. Наплавка и обработка автоспуска


3. Погнутость спускового рычага 51 (черт. 1).

Выправить спусковой рычаг на свинцовой плите медным молотком и проверить, не спускается ли курок с боевого взвода при нажатии на спусковой крючок при включенном предохранителе. При спуске курка с боевого взвода при включенном предохранителе опилить передний торец спускового рычага (рис. 20) личным напильником или надфилем.

4. Скругление переднего торца спускового рычага.

Зачистить передний торец спускового рычага (см. рис. 20) личным напильником или надфилем.

Рис. 20. Опиловка спускового рычага

Рис. 20. Опиловка спускового рычага


5. Погнутость спусковой скобы.

Выправить спусковую скобу медным молотком на свинцовой плите.


Курок спускается с боевого взвода и взвода автоспуска при неполностью запертом стволе и выключенном предохранителе

При подложенной под остов затвора стальной пластинке толщиной 2 мм (см. рис. 17 и 18) спусковой рычаг должен упираться в направляющие выступы для шептала в спусковой скобе и при нажатии на спусковой крючок не должен отводить шептало в переднее положение при выключенном предохранителе.

Причины неиспрарности:

См. «Курок не спускается с боевого взвода при выключенном предохранителе и полностью запертом стволе», пп. 1, 3 и 5, и, кроме того:

1. Ослабление или поломка пружины 53 (черт. 1) спускового крючка.

Заменить пружину.

Если нет пружины, изготовить новую (карта 2).

2. Скругление взвода 48 (черт. 1) автоспуска на курке или выступа на автоспуске.

Зачистить взвод автоспуска на курке (рис. 21) или выступ на автоспуске (рис. 22) надфилем до получения надежного зацепления курка за выступ автоспуска.

Рис. 21. Зачистка взвода автоспуска на курке

Рис. 21. Зачистка взвода автоспуска на курке


3. Износ или смятие выступа на автоспуске.

Оттянуть выступ на автоспуске на стальной плите молотком и зачистить личным напильником (см. рис. 22).

Опилить выступ на автоспуске на 1—2 мм, наплавить на него слой металла электродом ЭНГ40-1 и обработать (рис. 23).

Рис. 22. Зачистка выступа на автоспуске Рис. 23. Наплавка и обработка выступа на автоспуске

Рис. 22. Зачистка выступа на автоспуске

Рис. 23. Наплавка и обработка выступа на автоспуске


Осечки

Причины неисправности:

1. Ослабление или поломка боевой пружины 52 (черт. 1).

Заменить пружину.

2. Скрошенность или поломка головки ударника (у карабинов первых годов изготовления).

Заменить ударник.

На карабины первых годов изготовления ставить только ударники с головкой.

3. Смятие, скрошенность или износ бойка 13 (черт. 1) ударника.

Заправить острие бойка ударника надфилем или личным напильником (рис. 24 или рис. 25), снимая минимальный слой металла, и проверить выход бойка над дном чашечки остова затвора калибром К-1 (приложение 1).

Рис. 24. Заправка бойка ударника карабинов последних годов изготовления. Рис. 25. Заправка бойка ударника первых годов изготовления.

Рис. 24. Заправка бойка ударника карабинов последних годов изготовления.

Рис. 25. Заправка бойка ударника первых годов изготовления.


Для проверки продвинуть ударник до отказа вперед и, удерживая его в этом положении, наложить на дно чашечки остова затвора калибр К-1 сначала вырезом 1,6, а затем вырезом 1,4; при этом дно первого выреза должно проходить над бойком, а дно второго выреза не должно проходить.


Спусковой крючок после прекращения нажатия на него не возвращается в первоначальное положение

Причина неисправности:

Ослабление или поломка пружины 53 (черт. 1) спускового крючка.

Заменить пружину.

Если нет пружины, изготовить новую (карта 2).


Слабый спуск курка с шептала

Спуск курка с шептала должен происходить при усилии на спусковой крючок не менее 2 кг.

Причины неисправности:

1. Ослабление или поломка пружины 45 (черт. 1) шептала.

Заменить пружину.

Если нет пружины, изготовить новую (карта 2).

2. Скругление шептала или боевого взвода 47 (черт. 1) курка.

См. «Курок не становится на боевой взвод при заряжании карабина», п. 1.


Тугой спуск курка с шептала

Спуск курка с шептала должен происходить при усилии на спусковой крючок не более 3,2 кг.

Причина неисправности:

Забоины в пазах шептала или на направляющих выступах спусковой скобы.

Зачистить приподнятый металл личным напильником или надфилем.


Предохранитель не удерживается во включенном положении

Предохранитель должен надежно удерживаться во включенном положении и выключаться усилием руки; самовыключение предохранителя не допускается.

Причина неисправности:

Сжатие или износ щек предохранителя 54 (черт. 1).

Зажать предохранитель в тисках с медными прокладками, вставить между щеками предохранителя латунный гнеток и ударами молотка по гнетку развести щеки предохранителя в стороны настолько, чтобы предохранитель надежно удерживался в включенном положении (рис. 26).

Рис. 26. Уширение предохранителя:

Рис. 26. Уширение предохранителя:

1 - молоток, 2 - гнеток, 3 - предохранитель (3-9), 4 - медные прокладки, 5 - тиски


Спусковая скоба не удерживается в ствольной коробке

При оттягивании рукой без нажатия на защелку спусковая скоба не должна отделяться от ствольной коробки.

Отделение спусковой скобы должно происходить только при нажатии выколоткой на защелку при включенном предохранителе.

При выключенном предохранителе защелка не должна утапливаться от нажатия на нее выколоткой и освобождать спусковую скобу.

Причины неисправности:

1. Погнутость защелки 57 (черт. 1) спусковой скобы.

Отогнуть защелку спусковой скобы назад медным молотком не отделяя ее от ствольной коробки.

Рис. 27. Установка защелки спусковой скобы:

Рис. 27. Установка защелки спусковой скобы:

1 — ствольная коробка (1-1); 2 — шпилька (1-4) защелки спусковой скобы; 3 — защелка (1-3) спусковой скобы


2. Износ зацепа 56 (черт. 1) защелки спусковой скобы.

Заменить защелку, для чего отделить ее от ствольной коробки, подобрать новую защелку по отверстию в ствольной коробке для тугой посадки; установить защелку в ствольной коробке так, чтобы расстояние между ствольной коробкой и зацепом защелки по высоте было 2,5+0,1 мм, а по длине 4,2+0,3 мм; просверлить в защелке отверстие сверлом диаметром 3 мм через отверстие в ствольной коробке и поставить шпильку защелки спусковой скобы (рис. 27).

Для отделения защелки от ствольной коробки допускается сверление отверстия диаметром 5 мм в ствольной коробке (рис. 28).

Рис. 28. Сверление отверстия в ствольной коробке

Рис. 28. Сверление отверстия в ствольной коробке


Отделить защелку от ствольной коробки, опилить зацеп защелки на 1 мм, наплавить слой металла электродом ЭНГ40-1 и обработать (рис. 29).

Рис. 29. Наплавка и обработка зацепа защелки спусковой скобы Рис. 30. Наплавка и обработка предохранителя

Рис. 29. Наплавка и обработка зацепа защелки спусковой скобы

Рис. 30. Наплавка и обработка предохранителя


3. Износ или осадка торцов 55 (черт. 1) щек предохранителя.

Заменить предохранитель и проверить, плавно ли он вращается в окне спусковой скобы. При тугом вращении предохранителя обжать щеки предохранителя на свинцовой плите медным молотком настолько, чтобы он плавно вращался.

Опилить задние торцы щек предохранителя на 1 мм, наплавить на них слой металла электродом ЭНГ40-1 и обработать (рис. 30).