Техническое обслуживание
Техническое обслуживание состоит из следующих видов;
— контрольный осмотр (КО);
— ежедневное техническое обслуживание (ЕТО);
— сезонное техническое обслуживание (СО).
Контрольный осмотр (КО) автомата
Общие положения
Для проверки исправности автомата, его состояния по чистоте, смазке и для подготовки к стрельбе производятся контрольные осмотры автомата, принадлежности, магазинов, штыка-ножа, ремня и укладочных средств.
Виды контрольных осмотров:
— ежедневные;
— перед выполнением служебных задач;
— во время чистки;
— периодические.
При ежедневном осмотре убедиться в наличии всех частей автомата и проверить: нет ли на наружных частях ржавчины, грязи, а также вмятин, царапин и забоин и других повреждений, которые могут вызвать нарушение нормальной работы механизмов; нет ли на пластмассовых деталях трещин, сколов и больших побитостей; кроме того, проверить состояние смазки гга видимых без разборки автомата частях и наличие ремня.
При осмотре автомата перед выполнением служебных задач проверить то же, что и при ежедневном осмотре, кроме того, проверить исправность целика и мушки; Убедиться, что в канале ствола нет посторонних предметов; проверить правильность работы частей и механизмов.
При проверке исправности целика и мушки убедиться, что отверстия на целике не имеют забоин, целик поворачивается и фиксируется пластинчатой пружиной, мушка не погнута и прочно удерживается в корпусе, риска на основании мушки совпадает с риской на колодке мушки. Проверяется наличие капсул со свето-элементами на целике и корпусе мушки. На автоматах АН-94 с оптическим прицелом (или на автоматах АН-94Н с ночным оптическим прицелом), кроме того, проверяется надежность крепления и работоспособность оптических прицелов в соответствии с техническими описаниями на прицелы.
При проверке правильности работы частей и механизмов необходимо:
— поставить рычаг предохранителя в положение «О»;
— поставить переводчик на автоматический огонь (АВ), отвести затворную раму за рукоятку назад до упора и отпустить ее; прц этом затворная рама должна энергично возвратиться в переднее положение; нажать на спусковой крючок, при этом курок должен сорваться с шептала и энергично с ударом вернуться в переднее положение.
Вновь нажать на спусковой крючок, отвести стреляющий агрегат в заднее положение и, удерживая его в этом положении, опять взвести затворную раму. После этого, не отпуская спускового крючка, медленно отпустить стреляющий агрегат; при этом стреляющий агрегат должен вернуться в крайнее переднее положение, а курок сорваться с шептала, При отпускании спускового крючка должен быть слышен щелчок, свидетельствующий о заскакивании разобщителя под выступ спусковой планки;
— поставить переводчик на одиночный огонь (ОД), взвести затворную раму и нажать на спусковой крючок; при этом курок должен энергично с ударом вернуться в переднее положение. Вновь нажать на спусковой крючок, отвести стреляющий агрегат назад и удерживая его в этом положении взвести затворную раму. После этого энергично вернуть стреляющий агрегат в переднее положение, при этом курок не должен срываться с шептала. При отпускании спускового крючка должен быть слышен щелчок, свидетельствующий о заскакивании разобщителя под выступ спусковой планки.
При перестановке переводчика проверить, надежно ли он удерживается в установленных положениях.
Проверить энергичность действия фиксатора и защелки приклада, надежность стопорения приклада в откинутом и сложенном положениях, а также проверить, не имеет ли он качку,
При осмотре автомата во время чистки проверить каждую деталь и механизм в отдельности и убедиться, что на металлических деталях нет скрошенности металла, забоин, погнутостей, ржавчины и грязи, а на пластмассовых деталях — трещин и по-битостей. Особое внимание следует обращать на состояние канала ствола, газовой камеры, затвора, затворной рамы, выталкивателя с тросом.
При осмотре принадлежности проверить наличие и исправность всех предметов принадлежности.
Для проверки основания шомпола и шомпола навинтить протирку на шомпол и проверить на глаз, не погнуты ли они; шомпол должен прочно удерживаться на основании шомпола.
Протирка и ерш должны от усилия руки навинчиваться на шомпол.
У пенала не должно быть трещин, помятостей и погибов. У масленки не должно быть трещин и сколов. Крышка масленки должна иметь прокладку и плотно навертываться на горловину масленки. Из масленки не должна протекать смазка.
У отвертки не должно быть скрошенности и забоин на лезвии. Выколотка не должна быть погнута и наклепана на торце. У обойм и переходника не должно быть трещин, побитостей и вмятин. Патроны должны легко перемещаться в пазах обоймы и удерживаться загибами пружины от выпадания. Обойма должна свободно входить в переходник и удерживаться в нем пружиной.
Переходник должен свободно надеваться на верхнюю часть магазина; при этом загибы переходника должны входить в соотвстствующяе пазы на горловине магазина.
На сумке не должно быть сквозных протертостей и дыр. В отделения сумки должны свободно входить и выниматься магазины, обоймы с патронами. В карманы должны свободно входить и выниматься соответствующие элементы принадлежности. Носильные петли должны быть прочно пришиты к сумке.
Проверить расстегивание и застегивание на фиксаторы гортов клапана кармана и крышки отделений, а также горта переходника.
Проверить надежность фиксации карабина ремня для ношения в кольце кожуха. Карабин не должен самоотстегиваться без нажатия на фиксатор. Петля с металлической пряжкой и шлевкой должны обеспечивать регулирование длины ремня.
Порядок периодического контрольного осмотра автомата
Проводится периодический контрольный осмотр собранного и разобранного автомата.
Осмотр собранного автомата производится в соответствии с п. ежедневный осмотр автомата
Кроме того, проверяется:
— подача патронов в патронник, извлечение, отражение гильз. Для этого: снарядить магазин учебными патронами и присоединить его к автомату и, не нажимая на защелку магазина, усилием руки попытаться отделить магазин — магазин дол же к надежно удерживаться защелкой магазина. Перезарядить автомат несколько раз, при этом учебные патроны должны без задержки досылаться из магазина в патронник и энергично выбрасываться наружу;
— не погнут ли приклад;
— исправность магазинов. Магазины не должны иметь трещин, сколов и заусенцев, на корпусе и загибах, которые могут затруднять подачу патронов; выступ стопорной планки должен надежно удерживать крышку магазина; подаватель под действием пружины должен энергично возвращаться в верхнее положение;
— исправность штыка-ножа: штык-нож должен прочно удерживаться в ножне. На лезвии не должно быть забоин, а на рукоятке и ножне — сколов и трещин.
Штык-нож должен свободно присоединяться к автомату, надежно фиксироваться на нем и свободно сниматься с автомата после расфиксации.
Для осмотра автомата в разобранном виде произвести неполную или полную разборку и протереть части насухо. При осмотре автомата в разобранном виде сличить номера на его частях и тщательно осмотреть каждую часть и механизм, чтобы удостовериться, что на металлических частях нет скрошенности, забоин, вмятин, погнутостей, сорванной резьбы, сыпи, следов ржавчины л грязи, а на пластмассовых — трещин и сколов.
— при осмотре ствола особое внимание обращать на состояние канала ствола. Канал ствола осматривается с дульной части. Для этого снимается дульный тормоз, в ствольную коробку вкладывается белая бумажка, стволу придают такое положение, чтобы свет отражался от бумаги и освещал канал ствола. Патронник осматривается с казенной части.
В канале ствола могут наблюдаться следующие дефекты: а) сетка разгара в виде пересекающихся тонких линий, как правило, с казенной части; в последующем при стрельбе в местах сетки разгара образуются трещины и начинается выкрашивание хрома в виде отдельных точек, затем выкрошенность увеличивается и переходят в сколы хрома; при недостаточно тщательной чистке в местах скола хрома может появиться ржавчина;
б) раковины — значительные углубления в металле, образовавшиеся в результате большого числа проведенных из ствола выстрелов (разгар ствола) или в результате длительного воздействия ржавчины в местах скола хрома; ствол, в котором образовались сколы хрома, или раковины надо чистить после стрельбы особенно тщательно;
в) износ полей или износ переходов полей в нарезы (особенно па их левой грани), заметные на глаз;
г) раздутие ствола, заметное в канале ствола в виде поперечного темного (теневого) сплошного кольца (полукольца) или обнаруживаемое по выпуклости металла на наружной поверхности ствола, автомат, имеющий" небольшое кольцевое раздутие ствола без выпуклости металла на наружной поверхности ствола, к дальнейшей стрельбе пригоден, если он удовлетворяет условиям нормальной кучности и точности стрельбы.
Обнаруженные дефекты канала ствола должны быть занесены в карточку качественного состояния автомата.
При осмотре ствола снаружи проверить отсутствие забоин на срезе патрубка газовой камеры в направляющих колодки мушки. При расфиксированной защелке дульного тормоза он должен выводиться из зацепления с колодкой мушки и сниматься со ствола без значительных усилий.
— при осмотре ствольной коробки проверить: нет ли погнутостей и забоин на боковых направляющих для кожуха и забоин на направляющих для подвижных частей; нет ли забоин и скусываний на боевом взводе шептала и головке разобщителя; проверить отсутствие заклинивания шептала и разобщителя;
— при осмотре затвора обратить внимание па исправность ударника н выбрасывателя.
Для проверки исправности Ударника придать затвору вертикальное положение; после этого повернуть затвор на 180° — ударник должен перемещаться в затворе под действием собственного веса. Сместить ударник вперед до упора — боек должен выступать из отверстия дна чашечки затвора. Боек не должен иметь скрошснности или сильного разгара.
Для проверки исправности выбрасывателя отвести его пальцем в сторону и отпустить — выбрасывате; под действием пружины должен энергично возвратиться в прежнее положение. Вставить учебный патрон под зацеп выбрасывателя и попытаться вынуть учебный патрон вперед
— патрон должен прочно удерживаться зацепом выбрасывателя. Зацеп выбрасывателя не должен иметь выкрошенности.
— при осмотре курка проверить, нет ли забоин на боевом взводе снизу, на направляющих, на правом боковом выступе, во внутренней полости;
— при осмотре ролика проверить, нет ли забоин на его наружиой канавке и во внутренней поверхности втулки; проверить, нет ли качки втулки ролика в, ролике;
— при осмотре деталей буферного механизма проверить, нет ли поломок и погнутостей (особенно пружины буфера), трещин или поломок пластины задней;
— при осмотре выталкивателя с тросом проверить, не погнут ли стержень выталкивателя, нет ли резких перегибов и повреждений троса;
— при осмотре ударно-спускового механизма проверить, нет ли поломок и погнутостей пружины переводчика, нет ли забоин на рабочих копирных поверхностях спусковой планки; нет ли забоин и скусываний на переднем торце спускового крючка и предохранительном выступе предохранителя;
— при осмотре кожуха проверить, нет ли забоин на передней направляющей, на основании защелки крышки; на целике, на базе для оптического прицела на подавателе, на направляющих для агрегата; нет ли погнутостей антабки, чеки защелки крышки; проверить, нет ли заклинивания фиксатора приклада; нет ли сколов пластмассы; нет ли затирания в прикладе защелки и крышки;
— при осмотре крышки кожуха проверить, нет ли погнутостей экрана, нет ли сколов пластмассы.
Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО) автомата
Общие положения
Автомат должен содержаться в полной исправности и быть готовым к работе. Это достигается своевременной и правильной чисткой и смазкой. Чистка и смазка производятся в соответствии с табл. 4 до и после выполнения служебных задач.
Состав раствора:
— вода, пригодная для питья, — 1,л;
— углекислый аммоний — 200 г;
— двухромовокислый калий (хромпик) — 3 ... 5 г. Небольшое количество раствора РЧС разрешается хранить не более 7 суток в стеклянных сосудах, закупоренных пробкой, в темном месте и вдали от нагревательных приборов. В металлические масленки раствор РЧС наливать запрещается.
Для удобства чистки пазов, вырезов и отверстий можно применять деревянные палочки.
Категорически запрещается использовать для чистки автомата абразивные материалы (наждачная бумага, песок и т. п.).
Таблица 4
Наименование и обозначение изделия (механизма) | Наименование смазочных материалов и № стандарта технических условий на них | Область применения смазачного материала | Интервал температур, при котором применяется смазачный материал | Способ нанесения смазачных материалов |
Металлические части и механизмы автомата | Всесезонное масло КРМ ТУ 38.101 1315-90 | Для чистки и смазки |
от +50ºС до -50ºС |
С помощью ветоши, смоченной в смазке |
Металлические части и механизмы автомата | Зимнее масло РЖ ТУ 38.101 1315-90 | Для чистки и смазки |
от +5ºС до -50ºС |
С помощью ветоши, смоченной в смазке |
Канал ствола, металлические части и механизмы автомата |
Летнее масло ВО ТУ 38.101 1315-90 |
Для чистки и смазки |
от +5ºС и выше |
С помощью шомпола с ершом, с помощью ветоши, смоченной в смазке |
Канал ствола, металлические части и механизмы автомата |
* Раствор чистки ствола РЧС | Для чистки порохового нагара | С помощью шомпола с протиркой, пакли (короткое льноволокно), очищенный от кострики, смоченной в смазке ветоши | |
* Раствор РЧС приготавливается в количестве, необходимом для чистки оружия в течении суток. |
Чистка и смазка автомата
Чистку автомата производить в следующем порядке:
- подготовить материал для чистки и смазки;
- разобрать автомат;
осмотреть принадлежность и подготовить её для использования при чистке;
- прочистить канал ствола.
Положить автомат в вырезы стола для чистки оружия или на обычный стол, а при отсутствии стола автомат упереть прикладом в землю или пол,
Для чистки канала ствола маслом КРМ (маслом РЖ) продеть через прорезь протирки паклю или ветошь, при этом концы пакли должны быть короче стержня протирки, а толщина слоя должна быть такой, чтобы протирка с паклей вводилась в канал ствола небольшим усилием руки; нал.ить на паклю немного мйсла н пальцами слегка помять паклю. Ввести шомпол с протиркой и паклей в канал ствола с дульной части. Одной рукой удерживая за дульную часть автомат, а другой взявшись за пенал, плавно, не изгибая шомпол, продвинуть его по всей длине канала ствола несколько раз. Вынуть шомпол, сменить паклю, пропитать ее маслом и в том же порядке прочистить канал ствола несколько раз. После этого тщательно обтереть шомпол и протереть канал ствола чистой сухой паклей, а затем чистой ветошью. Осмотреть ветошь, если на ней будут заметны следы нагара (чернота), ржавчины или загрязнения, продолжать чистку канала ствола, затем снова протереть сухой паклей и ветошью. Если ветошь после протирания вышла из канала ствола чистой, т. е. без черноты от порохового нагара или желтого цвета от ржавчины, тщательно осмотреть канал ствола на свет с дульной части и со стороны патронника, медленно поворачивая ствол в руках; при этом особое внимание обращать на углы нарезов и проверять, не осталось ли в них нагара.
Чистку канала ствола раствором РЧС производить ершом, смоченным в растворе, затем канал ствола протереть сухой паклей. Чистку раствором РЧС продолжать до полного удаления нагара, пока смоченная раствором пакля не будет выходить из канала ствола без нагара или зелени. После этого протереть канал ствола сухой паклей, а затем чистой ветошью. На следующий день проверить качество произведенной чистки; если при протирании канала ствола чистой ветошью на ней будет обнаружен нагар, произвести чистку в том же порядке
Цо окончании чистки нарезной части канала ствола таким же порядком вычистить патронник со стороны ствольной коробки.
Примечание. Если при чистке протирка с шомполом застрянет в канале ствола, нужно ввести в канал немного разогретого масла КРМ (масЛа РЖ) и через несколько минут попытаться вынуть шомпол. Нели шомпол не вынимается, автомат отправить в ремонтную мастерскую.
— газовую камеру промыть маслом КРМ (маслом РЖ) или раствором РЧС и прочистить паклей (ветошью) с помощью шомпола или деревянной палочки. Газовую камеру после чистки раствором РЧС насухо протереть ветошью, осмотреть канал ствола, чтобы в нем не осталось посторонних предметов, и обтереть ствол снаружи;
— ствольную коробку, затворную раму со штоком и газовым' поршнем чистить ветошью, пропитанной маслом КРМ (маслом РЖ) или раствором РЧС, после чего насухо протереть. Если для чистки после стрельбы применяется масло, газовый поршень, а также чашечку затврра покрыть смазкой или обернуть их на 3-5 мин. ветошью, смоченной смазкой. После этого с помощью палочки удалить затвердевший пороховой нагар и насухо их протереть;
— остальные металлические части насухо протереть ветошью; при сильном загрязненин частей прочистить их маслом КРМ (маслом ЕЖ), а затем насухо протереть;
— пластмассовые части обтереть сухой ветошью.
Смазку автомата производить в следующем порядке:
— смазать канал ствола. Для этрго навинтить на шомпол протирку и продеть через прорезь протирки ветошь, пропитанную смазкой. Ввести протирку в канал ствола с дульной части и плавно продвинуть ее два-три раза по всей длине ствола, чтобы равномерно покрыть канал ствола тонким слоем смазки. Смазать патронник и дульный тормоз;
— все остальные металлические части и механизмы автомата с помощью промасленной ветоши покрыть тонким слоем смазки. Излишняя смазка способствует загрязнению частей и может вызвать задержки при стрельбе.
Пластмассовые части и самосветящиеся точки (полосы) на мушке и целике не смазывать.
— по окончании смазки собрать автомат, проверить работу его частей и механизмов, вычистить и смазать магазины п принадлежность.
Примечание. Автомат, сдаваемый в склад на длительное хранение, вычистить и смазать маслом КРМ (или маслом РЖ) перед консервацией и упаковыванием в ящик. Перед этим из целика и корпуса мушки извлечь капсулы со светоэлементами и сдать их в специальное место хранения до истечения срока годности светоэлементов.
Сезонное техническое обслуживание (СО) автомата
Всесезонное масло КРМ применяется для чистки, смазки и защиты от коррозии автомата независимо от времени года и температуры окружающего воздуха. При применении сезонных масел РЖ и ВО необходим два раза в год переход с одной смазки на другую (при переходах с весенне-летнего на осенне-зимний и с осенне-зимнего на весенне-летний периоды эксплуатации). При этом в холодное время года при температуре +5°С и ниже автомат смазывать только зимним маслом РЖ- При переходе с одной сезонной смазки на другую необходимо тщательно удалить старую смазку со всех частей автомата. Для удаления смазки следует произвести полную разборку автомата, промыть все металлические части в масле РЖ и обтереть их чистой ветошью.
При переходе автомата на всесезонное масло КРМ необходимо произвести полную разборку автомата и сезонное масло РЖ или ВО со смазываемых поверхностей удалить ветошью, смоченной в растворителе (уайт-спирите, нефрасе). Смешивание всесезонного масла КРМ с сезонными маслами РЖ и ВО НЕ ДОПУСКАЕТСЯ.
Примечание. Применение летнего масла ВО при температуре воздуха ниже,+5°С вместо зимнего масла РЖ запрещается. Допускается круглогодичное применение масла РЖ в районах с невысокими температурами в летний период.
Автомат, внесенный с мороза в теплое помещение, чистит через 10-20 минут (после того как он отпо.теет). Рекомендуется перед входом в теплое помещение наружные поверхности автомата обтереть ветошью, пропитанной маслом КРМ или РЖ (в зависимости от применяемой смазки).
Возможные неисправности и способы их предупреждения и устранения
При вставлении стреляющего агрегата в кожух в процессе сборки автомата необходимо тщательно проконтролировать введение паза колодки мушки на переднюю базу (направляющую) кожуха. Если введение не произведено, то сигналом неправильной сборки служит невозможность вставления передних зацепов крышки в пазы кожуха.
Для устранения неисправности необходимо слегка сместить стреляющий агрегат вперед относительно кожуха, установить паз колодки мушки перед передним торцем направляющей кожуха и затем, смещая стреляющий агрегат назад, забазировать колодку мушки на передней направляющей кожуха.
Автомат имеет нетрадиционную схему досылания патронов, что требует тщательного соблюдения следующих правил:
— при заряжании автомата затворную раму необходимо отводить назад на ПОЛНЫЙ ХОД, при неполном отводе затворной рамы нарушится правильная подача патронов;
— повторное отведение затворной рамы назад для осмотра механизмов оружия производить только при ОТСТЕГНУТОМ МАГАЗИНЕ;
— устранение всех возможных задержек при разряжание автомата производить, ОТСТЕГНУВ магазин и ДВАЖДЫ отведя затворную раму назад.
При стрельбе холостыми патронами вследствие малой прочности имитатора пули возможны отказы. Вероятность отказов меньше при стрельбе одиночными выстрелами.
Для устранения задержки произвести неполную разборку и чистку автомата с удалением пороховых частиц и фрагментов имитатора пули.
При техническом обслуживании автомата (при разборке, сборке) необходимо осматривать наружную поверхность каната троса. В случае обнаружения порывов отдельных проволочек или жилок каната, трос необходимо заменить на запасной из комплекта группового ЗИПа. Для этого при помощи молотка и выколотки выбить наконечник троса с канатом из гнезда выталкивателя, а затем аккуратно вставить в гнездо наконечник запасного троса.