7,62-мм станковый пулемёт системы Максима обр. 1910 г.


Устройство и взаимодействие частей и механизмов пулемёта

Кожух


Кожух (рис. 27) служит для направления движения ствола во время стрельбы и для помещения охлаждающей жидкости, предохраняющей ствол от перегрева при ведении продолжительной стрельбы. В кожухе помещается пароотводное приспособление.

Кожух состоит из трубы 1, крышки 2 и дна 5. Труба 1 кожуха является резервуаром для охлаждающей жидкости емкостью до 4 л; поверхность трубы для прочности и для усиления теплоотдачи гофрирована.

Для повышения прочности трубы к ее концам электросваркой приварены кольца — переднее 4 и заднее 5. Кольца внутри имеют нарезку — переднее 4р заднее 5р — для ввинчивания крышки 2 и дна 3 кожуха. Сверху на трубе кожуха имеется горловина 1г с наливным отверстием 1н диаметром 76 мм.

Рис. 27. Кожух (вид с лево и продольный разрез)

Рис. 27. Кожух (вид с лево и продольный разрез)

1 — труба кожуха (124Д); 1а — выливное отверстие; 1г — горлвина наливного отверстия; 1н — наливное отверстие; 2 — крышка кожуха (129); 2а — отверстие

для ствола и надульника; 2в — отверстие для крепительного винта втулки пароотводной трубки; 2н — отверстие для ввинчивания втулки пароотводной трубки;

2с — коническая выточка для помещения переднего сальника; 3 — дно кожуха (127); За — выводная трубка; 3к — раструб дна кожуха; Зн — площадка, на

которой нанесен основной номер пулемета; Зс — отверстие для прохода соединительного болта; Зт — трубка дна кожуха; 4 — переднее малое кольцо (121к);

4р — резьбовое соединение кольца с крышкой кожуха; 5 — заднее большое кольцо (124И); 5р — резьбовое соединение заднего кольца с дном кожуха;

6 — проушина горловины (151); 7 — крышка (161); 9 — кольцо крышки (162); 10 — резиновая кольцевая прокладка (163); 13 — замок крышки (157);

15 - предохранительная планка (156); 16 — пробка выливного отверстия (136В); 17 — винт с ушком для кольца цепочек (139); 18 кольцо цепочек (138Б);

19 — цепочка пробки пароотводного отверстия (сб. 15-5); 20 — цепочка пробки выливного отверстия (сб. 15-5); 21 — пробка пароотводного отверстия (сб. 15-4);

22 — подставка (126); 23 — поперечная трубка (129А); 24 — пластинчатая пружина выводисй трубки (128); 25 — движок (128Б); 26 — выводная тоубка (127А);

27 - колпачок (127Б); 30 - стойка пароотводного отверстия (144); 31 — накладка выливного отверстия (121А)


К горловине приварены: с левой стороны — проушина 6, с правой — упор замка. К проушине 6 при помощи оси прикрепляется крышка 7.

Для предохранения пароотводного приспособления от повреждений к внутренним стенкам горловины 1г приварена предохранительная планка 15.

Снизу на трубе кожуха имеется выливное отверстие 1а, закрываемое нарезной пробкой 16 для выпуска охлаждающей жидкости, и пароотводное отверстие со стойкой 30 — для выпуска пара при, интенсивной стрельбе. Около пароотводного отверстия находится нарезное отверстие малого диаметра, в которое ввинчивается винт 17 с ушком. К ушку крепится кольцо 18 с цепочками 19 и 20, удерживающими пробки 16 и 21 выливного и пароотводного отверстий.

Внутренняя поверхность трубы кожуха для предохранения от ржавления вылужена оловом.

Внутри трубы позади выливного отверстия прикреплена двумя заклепками и припаяна оловом подставка 22, которая направляет ствол в отверстие 2а крышки кожуха при сборке пулемета.

Крышка горловины (рис. 28) состоит из корпуса 7, кольца 9, резиновой прокладки 10 и трех винтов 11. Кольцо 9 предназначено для крепления резиновой прокладки 10 к корпусу крышки тремя винтами П. Резиновая прокладка обеспечивает герметичность запирания горловины крышкойг. К правому ушку 7у корпуса крышки прикрепляется осью 14 петля 12 с замком 13 для запирания крышки.

Рис. 28. Части крышки горловины (вид снизу):

Рис. 28. Части крышки горловины (вид снизу):

7 — корпус крышки (161); 7а — левое ушко; 7у — правое ушко; 8 — ось крышки; 9 — кольцо крышки (162); 10 — резиновая кольцевая прокладка (163);

11 — винты кольца крышки (155); 12 — петля (159); 13 — замок крышки (157) 14 — ось петли

Могут встретиться пулеметы, у которых горловина является отдельной деталью, приваренйой к стенкам трубы кожуха, а корпус крышки сварен из трех деталей: правого ушка, левого ушка и собственно корпуса крышки.

Кожухи, изготовленные до 1941 г. (рис. 29), имеют вместо горловины наливное отверстие 1ну находящееся на заднем конце трубы. Наливное отверстие закрывается бронзовой конической пробкой 28 с нарезкой, прикрепленной к дну 3 кожуха цепочкой 29. Диаметр наливного отверстия позволяет наливать в кожух охлаждающую жидкость только через воронку, причем зимой наполнять кожух снегом или льдом из-за малого диаметра отверстия невозможно.

Рис. 29. Кожух производства до 1941 г. (вид справа):

Рис. 29. Кожух производства до 1941 г. (вид справа):

1 - труба кожуха (124Г); 1н — наливное отверстие; 2 — крышка кожуха (Ш9); 3 — дно кожуха (127);

28 — пробка наливного отверстия (136В); 29 — цепочка (сб. 16-5).


Крышка кожуха (рис. 30) служит для закрывания переднего конца трубы и является опорой дульной части ствола. С наружной стороны крышка имеет нарезку 2р для веинчивания ее в переднее кольцо 4 (см. рис. 27) кожуха. Для герметичности резьбового соединения 4р крышка к переднему кольцу припаивается оловом, благодаря чему устраняется просачивание охлаждающей жидкости и пара из кожуха.

Сверху крышка имеет нарезное отверстие 2н для ввинчивания втулки 1 (см. рис. 32) пароотводной трубки; ниже этого отверстия имеется нарезное отверстие 2в для крепительного винта втулки.

Рис. 30. Крышка кожуха:

Рис. 30. Крышка кожуха:

2 - корпус крышки (129); 2а - отверстие для свола и надульника; 2н - нарезное отверстие для ввинчивания втулки пароотводной трубки;

2в - нарезное отверстие для крепительного винта; 2п - прилив для мушки; 2р - резьба для соединения с кольцом трубы кожуха;

23 - поперечная трубка пароотводного приспособления (129 А)


Снизу крышка имеет цилиндрическое отверстие 2а разных диаметров для дульной части ствола, помещения переднего сальника и ввинчивания надульника 1 (см. рис. 33); передняя часть отверстия внутри имеет нарезку для соединения с нарезным концом надульника. Кольцевая коническая выточка 2с (см. рис. 27) предназначена для помещения переднего сальника, препятствующего вытеканию охлаждающей жидкости из кожуха и попаданию пороховых газов в кожух.

На крышке кожуха сверху имеется прилив 2п с поперечным пазом для мушки.

Примечание. Могут встретиться пулеметы, имеющие в приливе 2п отверстие с ввинченным в него винтом мушки.

К внутренней стенке крышки припаяна поперечная трубка 23, нижний конец которой выходит наружу, образуя стойку 30 (см. рис. 27) пароотводного отверстия.

Дно 3 кожуха (см. рис. 31) служит для закрывания заднего конца трубы кожуха. Снаружи дно кожуха имеет трубку Зт для ствола с задним сальником; передняя часть дна снаружи имеет нарезку Зр для соединения с трубой кожуха. По бокам остова дна имеются вертикальные трапециевидные пазы Зп для соединения короба с кожухом. Остов дна имеет: сверху—два отверстия, через которые проходят ось крышки короба и ось щитодержателя, снизу — отверстие Зс для соединительного болта 6 (см. рис. 52) и отверстие с горизонтальной прорезью Зг для витка пластинчатой пружины 24 выводной трубки 26.

Трубка Зт на заднем торце имеет раструб (кольцевую фаску) 3к (см. рис. 27), в которую упирается бронзовая гайка ствола. Задний конец трубки для прочности утолщён; с левой стороны трубки имеется вырез 3в для свободного прохода удлинённого конца левой станины рамы. Ко дну кожуха с внутренней стороны прикреплён колпачок 27, в котором расточено гнездо для наконечника 4 (см. рис. 32) пароотводной трубки.

Рис. 31. Дно кожуха:

Рис. 31. Дно кожуха:

3 - дно кожуха (127); 3а - выводное отверстие; 3в - вырез для прохода длинного конца левой станины рамы; 3г - прорезь для пластичной пружины выводной трубки; 3п - трапецивидный паз для соединения с коробом; 3р резьба для соединения с кольцом трубы кожуха; 3с - отверстие для прохода соединительного болта; 3т - трубка для кожуха; 24 - пружина выводной трубки (128); 25 - движок пружины (128Б); 26 - выводная трубка (127А); 27 - колпачок (127Б)


Примечание. Могут встретиться пулеметы, у которых колпачок представляет собой одно целое с дном кожуха.

В дне кожуха снизу имеется выводная трубка 26, через которую выбрасываются наружу гильзы (патроны).

Выводная трубка передним концом вставлена в отверстие За дна кожуха, а задним приварена к квадратному утолщению трубки Зт; снизу в стенке трубки имеется прямоугольное окно, через которое проходит движок 25 пружины выводной трубки.

Передний конец пружины загнут в виде витка; на заднем конце пружины приклепан движок 25, который удерживает гильзу от выпадания в короб.

Пробка 16 вьливного отверстия (см. рис. 27) имеет коническую форму, что обеспечивает герметичность соединения с кожухом и более быстрое ввинчивание и вывинчивание. Пробка прикреплена к кожуху цепочкой 20.

На площадке Зн сверху дна кожуха нанесен номер пулемета. Для предохранения от ржавления, а также для маскировки пулемета летом кожух должен быть окрашен зеленой масляной краской.